Посещение
выставки ТНМ в московском Кремле
24
мая участники АРФЯ (представители клана Миннакири (Дзёю, Такэдзо,
Тосихару) и эксперт АРФЯ Александр Щербаков) посетили выставку
"Самураи и сокровища воинской знати Японии"
Основу экспозиции составляли артефакты из коллекции Токийского
Национального Музея (ТНМ). Выставка заняла два помещения музеев
московского Кремля - Успенскую звонницу и Одностолпную палату
Патриаршего дворца. Непосредственно оружие и доспехи выставлялись
в звоннице.
Надо сказать,
что из всего своего богатого арсенала для выставки в России ТНМ
отобрал 20 мечей, 1 кинжал, 1 копье, два кавари-кабуто,
два полных доспеха и одну кирасу. Честно говоря, мы рассчитывали
слегка на большее…
Но, несмотря
на это, посещение выставки было весьма полезным. В России увидеть
вблизи «родные» вещи весьма не просто и доступно не каждому. Экспозиция
же дает шанс рассмотреть нюансы изготовления японского вооружения.
Из 20 представленных
мечей 6 были в оправе, остальные в виде клинков. Мечи 11-19 веков,
некоторые имеют статусы Особо ценный предмет искусства и Особо
ценный культурный объект. Один клинок 13 века со статусом Национальное
сокровище. Самый старый клинок – 11 века, изготовлен мастером
Ясуцуна, статус Особо ценный предмет искусства.
Мне же больше
всего понравилось копье. В отличие от пафосных мечей, это оружие
сугубо практичное. А против одоспешенного воина намного эффективнее.
Из выставленных
цуб больше всего понравилась цуба мастера Танака Киётоси с изображением
обезьяны. На фото цвет передается плохо, в оригинале веточки над
обезьяной золотые.
Кираса
харамаки-до.
Утверждается что 15 век. Интересные наплечники, такая форма более
характерна для поздних тосэй-содэ.
Домару-гусоку.
17 в.
Что мы отметили из интересных/нетипичных деталей: нарисованные
усы и борода на маске, непропорционально большой дзунари-кабуто
(в описании он назван хинэноката).
У меня возникло
стойкое мнение, что это никакой не домару, а самый настоящий
окэгава, на который сверху приклеена (или укреплена каким
другим способом) декорация из кодзанэ. В пользу этой версии
говорит и характерная форма кирасы, и нефункциональность шнуровки
в местах, где она образует рисунок.
Сэндай-до.
18 век.
Наверное самый приятный комплект. Хотя мне показалось, что поножи
не от него. Порадовал шлем момонари-кабуто. Интересная
оклейка козырька мабидзаси кожей эгава (выколоченные
брови оказали под кожей).
Эбоси-кабуто.
Датирован на 16-17 век. На мой взгляд вполне соответствует 16.
Раньше, глядя на этот шлем на репродукциях, я считал, что рисунок
павлонии образован чеканкой. Вблизи же видно, что это «аппликация»
- рисунок вырезан из металла и наклепан снаружи. Очень интересный
шлем.
Кавари-кабуто.
17 век.
Шлем в виде раковины, выполнен из папье-маше на платформе дзунари-кабуто.
На шлеме хорошо видны крепления для ваки-датэ, мы все гадали,
что там могло быть. Такэдзо-кун предложил клешни краба.
На самом деле там изображение морской пены. Весь комплект японцы
не привезли, вот как он выглядит:
Считается, что комплект принадлежал клану Хонда (вассалы клана
Токугава).
Из других
интересных экспонатов я бы отметил, пожалуй, одну из двух выставленных
накидок дзимбаори 19 века. Понравились бронированные «пагоны»,
которые правильно называются татиукэ («принимающий меч»).
Вторая часть
выставки особого интереса у нас не вызвала. На ней экспонируются
несколько экземпляров одежды (все не раньше 19 века), маски театра
Но, бытовые принадлежности. Понравился только железный
дракон, изготовленный мастером-оружейником. Дракон собран из множества
подвижных частей, поэтому может принимать различные положения.
|