• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

________________

 

 

Ассоциация


Мероприятия


Посещение Японии

 

День четвертый.

 

Утро началось тяжело. Сказалось то, что вчера мы засиделись за написанием отчета о поездке, а встали рано. Тем не менее, стойко преодолевая невзгоды, мы поднялись, умылись и отправились на завтрак в уже знакомую забегаловку. Хмурый утренний взгляд выхватил буквы UG, начертанные на занавесях, отделяющих кухню от посетителей. Сандзиро тут же интерпретировал ее как УГ, однако Дзёю сказал, что читать оную надпись надлежит как юдзи.

 

Юдзи не подвела, наш завтракообед был традиционно неплох, Дзёю отдал должное свинятине, а Сандзиро налегал на исключительно вкусную капусту. Суп мисо, холодный чай из кувшина, и вот серое утро, наконец, заиграло радостными красками нового дня. Приободренные, мы отправились на станцию Нагоя, где, согласно разведданным, заблаговременно заготовленным Дзёю, должен был стартовать специальный автобус, курсирующий в течение дня по большому кругу от одной достопримечательности города к другой, привозя и увозя туристов. Автобус действительно оказался там, где ему полагалось быть, мы приобрели билеты, позволяющие кататься на нем целый день и, вдобавок, дающие скидки на билеты в тех самых достопримечательностях.

 

Первой и главной достопримечательностью дня был замок города Нагоя.

 

Первые постройки на месте замка Нагоя относятся к началу 16 в. Считается, что здесь построил свой замок Имагава Удзитика (1473-1526) и назывался он тогда Янаги. В 1532 г. замок был атакован и захвачен Ода Нобухидэ (1510-1526). Вероятнее всего именно здесь у него родился сын - будущий легендарный объединитель Японии Ода Нобунага. Замок Янаги был разрушен вскоре после захвата.

В 1610 г. Токугава Иэясу дал указание своим вассалам построить на месте бывшего замка Янаги новый современный замок. Замок должен был стать форпостом в провинции Овари в противостоянии с еще имевшим силу Тоётоми Хидэёри. Проект замка был подготовлен известным мастером чайной церемонии и ландшафтного дизайна Кобори Энсю (1579-1647), руководил постройкой Като Киёмаса (1562-1611), признанный специалист в фортификациях. В строительстве замка приняли участие даймё 22 западных провинций, всего было использовано около 617 тысяч камней, многие из них подписаны именами даймё, поставившими камни на стройку.

В систему обороны замка входили высокие каменные стены исигаки, рвы с водой (северная и западная сторона) и сухие рвы (южная и восточная сторона). Кроме центрального двора хоммару замок имеет также дворы ниномару, санномару, нисиномару и Офукэ (более позднее название - Фукаимару).

Донжон замка состоит из двух башен тэнсюкаку, соединенных переходом. Первоначальный донжон постройки Като Киёмаса, а также многие замковые постройки, включая дворец, сгорели во время бомбардировок Второй мировой войны. Ныне можно видеть железобетонную реконструкцию донжона, построенную в 1959 г.

 

Цитируется по книге "Цитадели Самураев"


Вышли из автобуса. Было ясно, и потому жарко, хотя еще даже не пробило десять часов утра. Возле остановки стоял памятник Като Киёмаса, активному участнику строительства, по легенде поставившему на стройплощадку самый большой камень. А чуть дальше, за кронами деревьев выглядывал белый, с зелеными скатами крыш и сияющими кинсяти (фигурами золотых мифических полурыб) донжон замка. Выглядело это как ожившая картинка, наглядеться было сложно, однако мы все же справились и, сделав несколько снимков с выгодной точки, отправились к замку через его главные ворота.

 

 

День был выходной, потому, не смотря на раннее время, народу в замке было уже довольно много. В толпе посетителей мелькали люди, одетые в исторические костюмы - ожидалось представление. Медленно, фотографируя стены, рвы и парящий в воздухе донжон, мы продвигались все ближе к сердцу крепости. У самого подножия донжона росли абрикосовые деревья, земля под которыми была усеяна спелыми плодами. Посетители туда дисциплинированно не ходили. Поскольку вдоль дорожки была натянута веревка, а вот местные вороны были очень довольны.

 

 

Свернули за угол рва, оставив сбоку садик, в котором прятался уютный чайный домик, и вышли ко входу в донжон. Вернее, в первый из двух донжонов, поскольку в замке их два - поменьше и побольше, и, конечно же, чтобы попасть во второй, надо пройти через первый, а затем - через узкий, открытый сверху (и идеально простреливающийся) коридор.

 

У входа в главную башню висела огорчительная вывеска, сообщающая о том, что фотографировать на втором этаже запрещается. Однако второй этаж оказался просто-напросто недоступен для посещения (видимо, велись какие-то ремонтные работы), а всю остальную экспозицию мы дотошно отсняли. Не сказать, что она была огромна, но посмотреть было на что. На разных ярусах башни вольготно разместились как сохранившиеся детали замка, вооружение, хозяйственная утварь времен молодости замка, так и различные схемы, воссозданные предметы, интерьеры и фотографии замка, помогающие понять, как все это было устроено. На самом последнем ярусе открывался вид на окрестности, а так же оказался сувенирный магазинчик.

 

 

 

 

 

Отсмотрев донжон и коллекцию замка, отправились на поиски сохранившихся в первоначальном виде угловых башен. Всего их уцелело 3, однако одна была закрыта на реконструкцию. Слово "закрыта" в данном случае стоит понимать буквально - башню скрывали гигантские щиты, и увидеть ее не было никакой возможности. А вот две другие были изучены внимательнейшим образом. Одна из них располагалась на углу внутреннего двора крепости, по диагонали от донжона, а вторая (кстати, перевезенная в свое время из Киёсу, в замке которого мы были днем раньше) - в северной части замка. Первая башня нависала над сухим рвом (хотя схема укреплений в музее замка показывала, что все рвы вокруг главного двора хоммару раньше были наполнены водой). По дороге башни обнаружили еще один памятник Като Киёмаса, установленный на огромной каменюке, символизирующей самый большой камень строительства.

 

 

Вторая башня нависала над широкой, не менее 50 метров, водной гладью. По другую сторону рва теперь располагаются жилые улицы, хотя раньше там был еще один уровень укреплений. Вполне понятно, что нам захотелось отснять башню с другой стороны рва. Чтобы попасть туда, надо было пройти замок насквозь, а затем обойти половину его периметра, но разве могут такие мелочи остановить настоящих самураев?

 

Дзёю решил еще раз заскочить в донжон, дабы проставить штамп замка на открытку, а Сандзиро неспешно пошел к дальним воротам, решив пройти вдоль северной стены замка. Оказалось, совсем не зря - там обнаружились, во-первых, остатки подземного хода замка, во-вторых, уникальная стена, выполненная в манере европейской фортификации, имеющаяся только в замке Нагоя, а в-третьих, дивной красоты сад с чайным домиком.
Уже за воротами высилась реконструкция деревянной наблюдательной вышки. Вышка действительно была огромна, она возвышалась над немаленькими каменными стенами замка, над окружающими деревьями, и кое-как уместилась в объектив нашего фотоаппарата.

 

 

Башня Киёсу

 

 

Обежали замок, насмотревшись на его башни, сады, плавающих во рву карпов и лебедей, и подошли к остановке автобуса как раз вовремя, чтобы помахать рукой вслед уезжающему рейсу. До следующего было полчаса, так что успели передохнуть. Наконец, подошел следующий автобус, и мы отправились в Музей Искусств Токугава.

 

Музею Искусств мы ставим жирный неуд. Дорогой билет, запрет на съемку, и убогая экспозиция в гигантских пустынных залах. Смотреть было не на что, вещи были в основном периода Эдо. И при этом, как было выяснено чуть позже, в запасниках музея хранится огромный ассортимент одежды самого Токугава Иэясу, вещей, подобных которым во всей Японии практически не осталось! Чем вызван такой разрыв между тем, что могло бы быть выставлено и тем, что реально было выставлено, мы объяснить не беремся, но кроме пары купленных книжек пользы от посещения этого музея никакой не было.

 

Разочарование от посещения музея немного скрасил парк Токугаваэн, расположенный тут же, но за отдельную плату. На входе в парк выдавали бумажный зонтик, характерный для эпохи Эдо. Сделали гламурную фотосессию с Сандзиро и зонтиком в главной роли. Парк действительно неплох, хотя, на наш взгляд, все же проигрывает саду в замке.

 

 

 

Далее мы решили посетить телебашню. Со смотровой площадки, находящейся на высоте 100 метров действительно открывался неплохой вид, хотя некоторые дома были заметно выше.

 

 

 

Неожиданно мы попали на свадьбу. Брачующиеся не пошли в местный ЗАГС или храм, а решили связать себя узами брака поближе к небу. Для Японии довольно оригинально.

 

 

Во время осмотра заметили внизу, в парке молодежный оркестр. Спустившись с телебашни, отправились послушать. Оказалось, выступали японские рокеры. Послушали, поехали в гостиницу.

 

Оказавшись в гостинице непривычно рано, решили передохнуть и, как стемнеет, пойти поснимать замок Нагоя в ночном освещении. Сказано - сделано, и вот мы уже движемся в сторону замка. Никаких сюрпризов случится просто не могло - нам требовалось пройти от станции прямо, а затем, у реки, свернуть направо и вдоль нее подняться к замку. Мы решили пройти по параллельным улицам, чтобы завернуть на почту. Некоторое время мы шли, по всем признакам, по гипотенузе треугольника. Но внезапно путь нам преградила железная дорога, которая, если верить путеводителю, должна была остаться за спиной. Как она очутилась перед нами, было не совсем понятно. Дзёю уже начал жалеть, что неодобрительно отзывался ранее об одежде Токугава, решив, что с местными ками надо быть осторожнее.

 

Сверившись с картой, а так же, осмотрев окрестности с мостика над магистралью, мы выбрали направление, и пошли вдоль дороги в сторону замка. На дороге нашлось обозначение и километраж, а так же указатели, что она ведет в Гифу (замок которого, к слову, мы собирались осмотреть завтра). Километраж понемногу сокращался, выходило, что до Гифу мы дойдем на рассвете, вот только мы все же хотели добраться туда на поезде! А дома, между тем, становились все ниже. Замка Нагоя нигде не было. Снова заподозрили неладное и решили допросить неосторожно попавшегося нам туземца.
Туземец сказал, что не может сказать нам, в
какой стороне находится замок, потому что не знает. Это было крайне подозрительно, и мы решили допросить второго аборигена. Тот оказался сообразительней, и сначала попытался от нас убежать, однако, осознав тщетность своих попыток, сбегал до машины за автомобильным атласом. После чего объяснил нам, что мы удаляемся от города, и что у нас это довольно неплохо получается.


Во всяком случае, тот район, где мы были согласно его данным, на нашей карте просто не поместился, оказавшись где-то за ее границами. Вот тебе и простой маршрут. "Да там просто - до реки и направо" в дальнейшем стало нашим навигационным мемом в этой поездке.

 

Вернулись назад, свернули в том месте, где нам подсказал добрый японец, и, спустя всего четыре или пять кварталов вышли к реке, за которой был замок. Виды ночного замка были прекрасной компенсацией за перенесенные нами невзгоды. Особенно впечатлила башня Киёсу, отраженная в ночной воде рва.

 

 

 

Налюбовавшись и посадив батарейки фотоаппарата, отправились в обратный путь. Держась реки, дошли до уже знакомого Сакурамон и без приключений вернулись в гостиницу. Дорога домой заняла не более получаса.

 

Больше ками не критикуем! .

Ивакири Дзёю, Санада Сандзиро

июль 2011