• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

________________

 

 

Ассоциация


Мероприятия


Посещение Японии

 

День седьмой.

 

При планировании поездки в Японию, мы выяснили, что прямых поездов до поля битвы при Сэкигахара практически нет (по факту оказалось, что их всего 6 штук в день - три рано утром, три поздно вечером), поэтому решено было ехать до места через город Огаки, заодно посетить одноименный замок.

 

Подъем в районе восьми (несмотря на поздний отбой, особенно у Сандзиро, засидевшегося за отчетом), завтрак, поезд до Огаки. В Огаки мы были в начале десятого, как раз музеи и замки должны уже открывать свои двери для посетителей. Возле станции взяли карту города, хотя замок мы бы нашли и так, он всего в квартале от станции. Однако на карте Сандзиро углядел храм самого Хатимана и по дороге до замка жарко убеждал Дзёю отойти от утвержденного плана и посетить храм этого великого бога войны.


Первые постройки на месте нынешнего замка Огаки появились еще в конце 15 века, однако полноценный замок выстроил в 1535 г. Миякава Ясусада (Андзё). В 1595 г., при Ито Сукэмори, замок был значительно перестроен, укреплены стены, выстроен четырехэтажный четырехъярусный донжон.
Во время кампании Сэкигахара (1600 г.) в замке Огаки располагался штаб Западной коалиции во главе с Исида Мицунари.


После Сэкигахара замком управляли представители клана Токугава. В 1635 г. замок достался Тода Удзитэру, клан Тода владел замком вплоть до реставрации Мэйдзи. Донжон замка пережил перипетии гражданской войны, в 1936 г. получил статус "Национальное сокровище", но был полностью разрушен во время бомбардировок Второй мировой войны. Его реконструировали из железобетона в 1959 г. Кроме донжона в замке доступны для осмотра ворота, угловая башня суми ягура и участки стен хэй.

 

Цитируется по книге "Цитадели Самураев"

 

До замка добрались без проблем, но там нас ждал неприятный сюрприз - внутрь замка не пускают, там идет ремонт. Ну и ладно, проводим фотосет этого фортификационного шедевра со всех сторон. Замок не большой, но очень приятный. Нынешний вид - реконструкция 1959 г., но, как и в случае с замком Нагоя, оригинальный донжон был разрушен только во время американских бомбардировок 1945 г. Поэтому при реконструкции не было нужды изобретать велосипед - фотографий и чертежей замка было в достатке.

 

 

Обходя замок, наткнулись на памятник Тода Удзиканэ (Удзитэру), правителя замка 17 века. Удзиканэ известен еще и тем, что был вице-командующим войск сёгуната при подавлении восстания в Симабара.

С площади перед памятником открывается наиболее выигрышный вид на замок и памятник, делаем несколько фото со штатива - и замка, и нас самих на фоне замка.

 

 

Далее по карте отправляемся на поиски местного исторического музея, по дороге восхищаемся архитектурой синтоистских храмов. Музей мы нашли довольно быстро, но он тоже закрыт. Как то не подготовились в Огаки к нашему приезду… Разворачиваемся и вдоль бывшего оборонительного рва замка отправляемся к храму Хатимана.

Храм впечатляет. Множество различных построек, целая галерея красных ворот тории, красивые скульптуры, родник с целебной водой (наше предположение, потому как к нему постоянно прибывали японцы с бутылками и набирали воду с собой).

 

Оказалось, что это на самом деле это целый храмовый комплекс, в котором соседствуют сразу пять храмов, главным из которых является, конечно, храм Хатимана. Дзёю успел сперва помолиться богу удачи, а затем и попросить у Хатимана хорошей погоды на сегодняшний день - чтоб не жарко и без дождя (мол мы затеяли камиугодное дело, надо бы подсобить правильным парням то!). Как показали дальнейшие события, молитвы были услышаны. Сандзиро не ограничился простыми молитвами, купил, подписал и подвесил на специальное место табличку с пожеланиями. В качестве бонуса продавец религиозных товаров выдал нам по маленькой упаковке печенек, которые мы с удовольствием съели во славу Хатимана.

 

 

Одухотворенные, мы двинулись на станцию, купили билеты до г.Сэкигахара (да, на месте битвы вырос небольшой город, не изменивший название за эти 400 с лишним лет). Ехать оказалось не далеко, и скоро мы уже ступили на землю, где в 1600 г. разворачивались весьма драматичные события, ставшие одним из поворотных моментов в истории Японии.

 

Первым делом мы двинули в местный исторический музей, который в нашем случае носит название Народный музей истории г. Сэкигахара. Экспозиция музея была довольно полезной, несмотря на запрет фотографирования, несколько нелегальных фоток нам сделать удалось (нам же для дела, вы же понимаете…).

 

 

Интересными оказались детали доспехов, раскопанных на поле битвы, реконструкции доспехов участников битвы, реконструкции их флагов (нобори и умадзируси). Послушали рассказ о битве Сэкигахара у большой карты (интерактивно подсвечивались перемещения войск), освежили в памяти свои знания об этом историческом моменте. Также интересным упражнением стало проставка памятных печатей.

 

Дело в том, что почти во всех туристических местах существуют красивые памятные печати, особенно в замках и музеях. Этот музей не стал исключением, однако помимо большой печати с изображением шлема и наименованием музея обнаружились 15 небольших печатей с изображением гербов участников битвы. На стенде можно было взять карту битвы, где по периметру были указаны основные полководцы и оставлено место для печатей их гербов. Английских букв на карте не было. Так что Дзёю пришлось читать имена полководцев (помогла фуригана возле иероглифов), потом находить соответствующую подпись возле печатей, идентифицировав герб, проставлять его на карте. Этот квест нами был удачно пройден, что в дальнейшем помогло узнавать флаги участников битвы уже на самом поле. Осмотрев музей (хорошо, но мало!), выдвинулись на осмотр поля битвы.

 

Выданная в музее карта битвы помогла нам ориентироваться на поле. Наш тур мы начали с места окончательной ставки Токугава. Сюда он перенес ставку, когда уже было понятно, что битва им выиграна, здесь проходила процедура осмотра захваченных голов противника.

 

 

Затем мы отправились на место, где произошла последняя схватка, и стал ясен исход битвы.

 

 

Оттуда дошли до ставки Исида Мицунари, которая располагалась на горе Сасао.

 

 

 

Сверху нам открылся вид на все поле. Одно дело читать о знаменитой битве в книжках и даже смотреть карты и схемы, другое дело воочию увидеть масштаб территории битвы. Чувства нас переполняли, индекс позитива зашкалил.

 

 

От ставки Исиды мы спустились вниз и направились к точке, которая на карте была обозначена как "Sekigahara war land". Из старого Интернет-серчинга Дзёю вспомнил, что там расположены цветные статуи, изображающие различные сцены битвы. Хоть эта инсталляция по виду фигур больше ориентирована на детей, решили все-таки посвятить этому "варлэнду" некоторое время.

 

Фигур оказалась на удивление много, были изображены почти все основные фигуранты битвы и их войска, количество перешло в качество и в целом произвело приятное впечатление. Наделали смешных фоток с нами в качестве участников событий битвы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но главный сюрприз нас ждал впереди. Над входом в этот парк находится небольшое здание-галерея. Никаких дополнительных поясняющих надписей нет, только вход-выход. Когда мы зашли внутрь, у нас началось обильное слюноотделение. Здание оказалось самым богатым хранилищем артефактов, которое мы пока встретили во время нынешнего посещения Японии! Мы принялись за съемку, сперва одним фотоаппаратом, а потом и двумя, благо фотографировать нам никто не запрещал (флегматичной билетерше мы были, похоже, пофиг) и других посетителей, кроме нас, не наблюдалось.

 

А коллекция действительно поражала - одних шлемов на конец 16 - начала 17 вв. было не меньше пары десятков. В том числе надежные дзунари и нежно любимые Дзёю момонари (шлем-персик). Также был обнаружен один сиинари-кабуто (шлем-желудь), тип шлема, практически отсутствующий в известных музеях, и лишь несколько фото встречается в сети. Окромя залежей шлемов в витринах экспонировалось около полутора десятков доспехов, часть периода Эдо, а часть, что особенно приятно, времен Сэнгоку. Дзёю особо заинтересовал доспех, сделанный целиком из бригантины кикко (октогональные маленькие пластинки, зашитые в ткань). Мы не успели сделать детальные фото всего нескольких экспонатов, когда неожиданно наступило время закрытия музея (как оказалось, мы проторчали там больше двух часов), и нас вежливо попросили покинуть помещение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Все еще полные впечатлений, мы отправились дальше. Ориентируясь по карте (надо сказать не очень подробной, и не всегда точной), мы нашли место первой схватки, затем место ставки войск клана Симадзу, затем ставку Отани Ёсицугу и его могилу.

 

 

 

До поезда оставалось еще 2,5 часа, и мы решили дойти до ставки Кобаякава Хидэаки, человека, переходом на сторону Иэясу решившего исход битвы. Эта "прогулка" стала настоящим "подвигом паломников", потому как ставка Кобаякава располагалась мало того, что на другом конце поля, так еще и на горе Мацуо. Горная тропа то опускалась вниз, то снова карабкалась вверх, удлиняя и без того неслабый километраж. Примерно на полдороге мы неожиданно увидели живого оленя. Олень знакомиться не пожелал и ускакал в лес. На гору мы забрались примерно часа за полтора. Но очередной квест таки был пройден, и мы с чувством глубокого удовлетворения принялись созерцать виды поля битвы, которое с горы было как на ладони. А также строить умозрительные стратегические заключения типа "вот если бы я был Исида Мицунари, я бы поставил войска вот так…".

 

 

 

Однако время уже поджимало, и мы двинулись в обратный путь. Успели на предпоследний поезд, идущий в Нагоя без пересадок. Т.к. уже стемнело, мы рассчитывали по дороге хотя бы из окна насладиться ночным видом замков Гифу и Киёсу, т.к. они по дороге и их видно с железной дороги. С Гифу нам не повезло - он слабо подсвечен и его оказалось плохо видно, а вот Киёсу не подвел. Замок стоит возле самой дороги, так что эстетическое удовольствие от вида подсвеченного замка мы получили сполна.

 

День выдался очень насыщенным и плодотворным. Слава Хатиману!


Завтра финальный аккорд - замок Инуяма, который мы оставили "на сладкое".


Ивакири Дзёю, Санада Сандзиро

июль 2011