Крайний
день был полностью выделен на посещение г. Камакура.
Камакура - один из древних городов Японии, был основан в
1192 г. Расположен в префектуре Канагава, на острове Хонсю.
Площадь города составляет 39,60 кв.км, население - 174 491 человек
(1 июня 2010), плотность населения - 4406,34 чел./кв.км. Город
с трех сторон окружен лесистыми горами, а с юга выходит на залив
Сагами. Основателем Камакуры является Минамото но Ёритомо. В
1180 г. он привел в Камакуру свои войска и сделал ее своей резиденцией:
окруженная горами и морем, Камакура представляла естественную
крепость, легко защищаемую от врагов. Здесь обосновалось бакуфу
- правительство, подчинявшееся сёгуну. После падения Камакурского
сёгуната, просуществовавшего с 1185 по 1333 г., бывшая столица
пришла в запустение и превратилась в обычную деревню, и только
в эпоху Мэйдзи началась ее новая жизнь, после того как она стала
привлекать художников и писателей.
(с) Wiki
До Камакура добирались поездом железнодорожной линии с неблагозвучным
названием Ёкосука. Стратегично решили не ехать до станции Камакура,
а выйти на одну станцию раньше, в Кита-Камакура. Маршрут осмотра
достопримечательностей пролегал через горы.
Рядом со станцией расположен храм Токэйдзи.
Сёкодзан Токэйдзи, также известный под именами Какэкоми-дэра
и Энкири-дэра, - буддистский храм, ранее также женский монастырь,
единственный сохранившийся из пяти монастырей Амагодзан в г.
Камакура. Принадлежит школе Риндзай дзен-буддизма, ветви Энгакудзи.
Наиболее известен как убежище для женщин, подвергшихся насилию
со стороны мужей, поэтому также носит название "Храм разводов".
Храм был основан в 8 г. эпохи Коан (1285) монахиней Какусан-ни,
женой Ходзё Токимунэ (1251-1284), после его смерти. Т.к. это
была распространенная практика, что жена после смерти мужа уходила
в монастырь, Какусан-ни решила открыть храм и посвятить его
памяти своего мужа. Она же сделала монастырь убежищем пострадавшим
женщинам. В те времена муж мог легко развестись с женой, жена
же такого права не имела. А в Токэйдзи женщина становилась официально
разведенной после трех лет пребывания в монастыре. Монастырские
записи свидетельствуют, что в эпоху Токугава примерно 2000 женщин
искали убежища в стенах монастыря. Храм утратил свое право давать
развод только в 1873 г., когда был принят новый закон и суды
стали рассматривать дела о разводе.
Основными зданиями храмового комплекса являются главный холл
(хондо) и суйгэцудо. Старинная скульптура Будды (Буцудэн), имеющая
статус "Важная культурная собственность", была куплена
бизнесменом Хара Томитаро в период Мэйдзи. Она установлена в
саду Санкэйэн.
Перевод
материала с Wiki (англ.).
Следующим
храмом на нашем пути стал Дзётидзи.
Кинподзан Дзётидзи, так же как и Токэйдзи, относиться к школе
Риндзай дзен-буддизма, ветви Энгакудзи. Он носит ранг четвертого
по значимости из так называемых "пяти гор" Камакура.
Под пятью горами подразумевались пять наиболее влиятельных храмов,
спонсируемых государством. Основными объектами поклонения в
храме являются статуи Сяка, Мироки и Амида Нёрай, выставленные
в главном зале. Будды считаются защитниками, соответственно,
прошлого, настоящего и будущего.
На пике своего расцвета храм занимал намного большую, чем сейчас,
территорию. Он состоял из 11 построек, около 500 человек постоянно
проживало в храме. К настоящему времени построек осталось совсем
немного, и все они восстановлены после Великого землетрясения
Канто 1923 г.
Перевод
материала с Wiki (англ.).
От Дзётидзи начиналась горная тропа через перевал к храму Великого
Будды. Почти на самом перевале мы посетили синтоистский храм
Кудзухараока.
Интересной изюминкой храма показалась нам традиция разбивания
тарелок. Небольшой огороженный участок, возле него стоит стол
с небольшими тарелочками. Кидаешь оговоренную сумму в копилку,
берешь тарелку, мысленно помещаешь в нее весь накопившийся негатив
- и с силой разбиваешь об камень.
Чуть дальше вышли к памятнику основателю Камакура и первому
сёгуну в истории Японии - Минамото Ёритомо.
Наконец мы спустились с горы и вышли к храму Котоку-ин, он же
храм Великого Будды.
Котоко-ин - буддистский храм секты Дзёдо-сю. Храм наиболее
известен благодаря Великому Будде (Дайбуцу) - расположенной
на открытом воздухе огромной статуе Будды Амиды. Статуя является
одной из визитных карточек Японии.
Согласно храмовым записям, статуя была воздвигнута в 1252 г.
До нее на этом же месте располагалась деревянная статуя Будды,
построенная в 1243 и разрушенная тайфуном в 1248 г. Бронзовая
статуя, возможно, была выполнена Оно Гороэмон или Тандзи Хисатомо
- в то время это были два ведущих литейщика. Статуя первоначально
располагалась внутри деревянного холла. Он был разрушен тайфуном
в 1334 г., выстроен заново, вторично разрушен тайфуном в 1369
г. и выстроен в третий раз. Третий холл был смыт цунами в сентябре
1498 г, с тех пор статуя стоит под открытым небом.
Перевод
материала с Wiki (англ.).
Вид
изнутри
В храме мы наконец удовлетворили свое любопытство - какой из
двух осмотренных в эту поездку Великих Будд больше. Оказалось,
Будда из Нара почти на 2 м выше Будды из Камакура.
От храма до центра Камакура добрались по частной железной дороге
Энодан буквально за 5 мин. От станции Камакура по пешеходной
улице дошли до храма Цуругаока Хатимангу.
Цуругаока Хатимангу - самый важный синтоистский храм города
Камакура. Храм являлся географическим и культурным центром,
город развивался вокруг него. Храм имеет статус "Важная
культурная собственность".
Первоначально храм был построен в 1063 г в Дзаймокудза в качестве
филиала храма Ивасимидзу, где в настоящее время расположена
фигура Мото Хатиман, посвященная императору Одзину (он был обожествлен
под именем Хатимана, бога войны), его матери императрице Дзингу
и его жене Хэмэ-гами. Основатель камакурского сёгуната Минамото
Ёритомо перенес храм в его нынешнее место в 1191 г. и "пригласил"
Хатимана на проживание в новом доме для защиты нового правительства.
Перевод
материала с Wiki (англ.).
Возле главного здания храма Хатимангу находится небольшое святилище
Маруяма Инари.
Молитвы были вознесены обоим уважаемым богам. Как показала практика,
это отнюдь не бесполезное занятие.
От Хатимангу пешком отправились в сторону станции Кита-Камакура.
По дороге посетили храм Мэйгэцу-ин.
Фугэндзан Мэйгэцу-ин - дзен-буддистский храм школы Кэнтё-дзи
направления Риндзай. Известен своими гортензиями, поэтому имеет
второе название - Адзисай-дэра (Храм гортензий). Главный объект
поклонения - изображение богини Сё Каннон.
Мэйгэцу-ин был построен представителем могущественного клана
Уэсуги - Уэсуги Нориката. Само название храма восходит к посмертному
имени Нориката - Мэйгэцу. Как свидетельствуют 350-летние записи
храма, Мэйгэцу-ин первоначально представлял собой всего лишь
гостевые дома для более крупного храма Дзэнкодзи. Дзэнкодзи
был закрыт правительством в период Мэйдзи в период антибуддистской
кампании (Хайбуцу кисяку).
Мэйгэцу-ин владеет известной статуей XIII в., изображающей основателя
клана Уэсуги - Уэсуги Сигэфуса. Статуя имеет статус "Национальное
сокровище".
Перевод
материала с Wiki (англ.).
Возле
станции Кита-Камакура мы посетили также другой древний храм
- Энгакудзи.
Дзуйрокудзан Энгаку Косё Дзэндзи, или Энгакудзи, - один из
наиболее важных дзен-буддистских комплексов в Японии, имеет
ранг второго по значимости храма среди так называемых "пяти
гор" Камакура.
Храм был основан в 1282 г. китайским дзен-буддистским монахом
по просьбе тогдашнего правителя Японии - регента Ходзё Токимунэ
- сразу после отражения монгольского вторжения 1274-1281 гг.
Токимунэ был давним приверженцем дзен-буддизма, новый храм был
призван, с одной стороны, почтить память погибших с обеих сторон
воинов, а с другой - служить центром распространения влияния
буддизма. Название храма связано с сутрой Совершенного Просветления
(яп. энгаку-кё).
Судьба и облик храма менялись с течением времени. Нынешним обликом
храм обязан дзенскому священнику Сэйсэцу, который реконструировал
его в конце периода Эдо. В эпоху Мэйдзи храм Энгакудзи стал
центром дзен-буддистского обучения в регионе Канто. В это время
им управляли настоятели Косэн Рёси и Соэн Сяку.
Перевод
материала с Wiki (англ.).