• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

________________

 

 

Ассоциация


Мероприятия


Посещение Японии

2015

 

День пятый

 

В 2012 г. я уже пытался посетить остров Сикоку, однако тогда мне помешал тайфун: мост между островами закрыли, поезда отменили. В этот приезд я запланировал сразу две поездки на Сикоку, намереваясь осмотреть целых шесть замков разной степени сохранности.


На Сикоку синкансэны не ходят, ехать пришлось на местном экспрессе. Между двумя большими островами построена система мостов (используются малые острова Внутреннего моря) под общим названием Мост Сэто.

 


Мост Сэто - путепровод через Внутреннее Японское море, соединяющий острова Хонсю (город Курасики префектуры Окаяма) и Сикоку (город Сакаидэ префектуры Кагава). Идея связи острова Сикоку с остальной Японией зародилась почти сразу после введения в строй первой паровозной линии на нем в 1889 г. Первая попытка начать строительство в 1955 г. привела к гибели 171 человека на пароме, врезавшемся в тумане в побережье Такамацу, уровень опасности работ был пересмотрен. В 1959 г. было решено продолжать работы, исследовательские работы продолжались до 1970 г., однако после "нефтяного кризиса" 1973 г. проект был снова заморожен. Строительство было начато в 1978 г. и продолжалось чуть менее десяти лет силами 50 000 человек, открыт 10 апреля 1988 г. Это самый длинный в мире двухярусный комплекс из четырехполосной автодороги (экспресс-линия Сэто - Тюуоо) и скоростной железнодорожной линии (экспресс-линия Сэто - Оохаси) под ней, состоящий из вытянутых цепочкой с севера на юг на расстояние 13,1 км пяти виадуков и шести мостов с собственными именами. (c) Wiki


Первой точкой сегодняшнего маршрута стал реконструированный замок Имабари.

 


Тодо Такатора (1556-1630) перешел на сторону Токугава Иэясу еще до смерти Хидэёси, после битвы при Сэкигахара он получил приказ выстроить замок Имабари, поскольку считался специалистом в замковом дизайне. Строительство началось в 1602 г. В 1604 г. основные постройки замка были готовы, а в 1608 г. была построена резиденция управляющего замком. Замок имел множество башен, ориентированных в сторону Внутреннего моря (Сэто-Найкай). Морская вода использовалась для наполнения замковых рвов. Замок имел важное стратегическое значения для контроля морских перевозок по Внутреннему морю. Во времена его расцвета в XVII в. недалеко от замка постоянно находилась мощная флотилия. После завершения строительства резиденции в 1608 г. Такатора переезжает в Имабари из своего замка в Увадзима. Однако в этом же году он был назначен комендантом замка Ига Уэно, место управляющего замком Имабари занял его приемный сын - Тодо Такаёси. В 1610 г. донжон замка был разобран и перенесен в замок Камэяма в провинции Тамба. В 1635 г. Такаёси был заменен на Мацудайра Садафуса. Клан Мацудайра владел замком вплоть до реставрации Мэйдзи. В 1873 г. замок был оставлен. Донжон замка был реконструирован в 1980 г. из железобетона. Он представляет собой пятиярусную шестиэтажную башню. Башня реконструирована по чертежам донжона замка Камэяма.

 

Цитируется по книге "Цитадели самураев"

 


На площади перед замком воздвигнут памятник Тодо Такатора, основателю Имабари.

 


На территории замка находится синтоистское святилище Фукиагэ.

 

 

 


Коллекция замка наряду с экспонатами эпохи Эдо и Мэйдзи содержит некоторое количество довольно интересных артефактов более ранних эпох, однако, к сожалению, фотографировать в замке запрещено.

 

Кроме собственно донжона в замке реконструированы ворота и башни, доступны для осмотра несколько башен - Оканэ Ягура, Ямадзато Ягура и Бугу Ягура (совмещена с воротами Куроганэ).

 

 

 

 

 

 

Практически в каждом японском замке (и при других достопримечательностях тоже) существуют специальные коммеративные печати - в прошлые приезды я ставил такие печати в свой экземпляр книжки про замки, в это раз завел специальный тревел-бук, т.к. свободное место в книжке давно кончилось. Так вот в замке Имабари в качестве развлечения предлагают так называемое "печать-ралли": на специальном буклете нужно в определенных местах поставить печати в донжоне и во всех трех башнях, тогда в конце получаешь еще одну печать с Тодо Такатора и почтовую открытку в подарок.

 


Из Имабари вдоль побережья я выдвинулся в г. Мацуяма, где предстояло осмотреть сразу два замка. Первый - это один из 12 сохранившихся без значительной реконструкции донжонов Иё Мацуяма. От станции до подножия холма ходит трамвай, до самого замка можно добраться тремя способами на выбор: пешком, на фуникулере или на канатно-кресельной дороге.


У подножия холма стоит памятник Като Ёсиаки, основателю замка.

 


Несмотря на то что даймё Като Ёсиаки (1563-1631) был сторонником Тоётоми Хидэёси, в битве при Сэкигахара он принял сторону Токугава Иэясу и, таким образом, оказался среди победителей. За свою службу он получил обширные земли в провинции Иё (теперь это префектура Эхимэ). Замок Мацуяма строился в качестве основной резиденции клана Като. Строительство началось в 1602 г. и продолжалось 25 лет. В 1627 г. Като переезжают в Айдзу. Туда же переносят уже построенную к тому времени пятиэтажную главную башню замка Мацуяма. В 1635 г. замок переходит к Мацудайра Садаюки. Клан Мацудайра владел замком почти 300 лет. Садаюки отстроил новый донжон, теперь уже трехэтажный, в 1642 г. Однако во время празднования нового, 1784 года в донжон попала молния, и он сгорел. Строительство нового донжона (трехъярусного четырехэтажного) началось в 1820 и закончилось в 1854 г. С этого времени тэнсюкаку дошел до нас в неизмененном виде. Клан Мацудайра передал замок в собственность города Мацуяма в 1923 г. С 1966 г. начались работы по реставрации уцелевших построек и восстановлению утраченных.

 

Цитируется по книге "Цитадели самураев"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Археологические работы на территории замка


Честно говоря, несмотря на свою принадлежность к дюжине аутентичных замков, замок мне не очень понравился. Наверное, потому, что это все-таки не средневековый замок - донжон построен в XIX в. И потом, главная башня тэнсю в Мацуяма не является доминантой, теряется на фоне остальных построек.


Среди коллекции музея замка самые интересные экспонаты - доспехи комендантов замка, включая принадлежавшие основателю.

 

Доспехи Мацудайра Садаюки и Като Ёсиаки

 

Доспехи Мацудайра Саданага и Саданао


От Иё Мацуяма примерно в получасе ходьбы находится парк Дого Коэн, который разбит на месте бывшего замка Юдзуки.


Замок был цитаделью клана Коно с XIV в. В 1535 г. Коно Митинао расширил замок, добавив к нему внешние рвы. В 1585 г. его тезка сдал замок войскам Тоётоми Хидэёси. Это был закат клана Коно. Некоторое время замок управлялся Фукусима Масанори, но потом был оставлен.


От самого замка фактически ничего не осталось, кроме руин каменных стен. Осмотреть можно некоторые результаты археологических раскопок (защитный вал, колодец, основания построек) и реконструированные жилища самураев, в которых находится небольшой музей.

 

 

 

 

 

Клан Коно был тесно связан с японским флотом


Однако инсталляция совета самураев и быта крестьянина сделаны весьма на уровне, интересно разглядывать детали.

 

 

 

Здесь так же, как в Имабари, реализовано "печать-ралли", но открытку в конце уже не выдают…

 


Рядом с парком находится самый старый в городе онсэн. Возле трамвайной остановки онсэна в качестве памятника стоит паровозик "Боттян" производства Германии (XIX в.).

 


Как оказалось, подобный паровоз несколько раз в день ходит от онсэна до железнодорожной станции по трамвайным путям.

 


Обратный путь в Окаяма на экспрессе занял почти три часа. Все-таки Сикоку оказался довольно большим островом. Сегодня я посетил его западную часть, на завтра запланирована северо-восточная.

 

<<Предыдущий день К оглавлению Следующий день >>

 

Ивакири Дзёю

редактура/корректура Фрадкина Виктория

май 2015 г