• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

________________

 

 

Ассоциация


Мероприятия


Посещение Японии

2016

 

День десятый

27.07.16

 

Этот день я решил посвятить трем объектам, которые одновременно входят в список ЮНЕСКО и имеют статус национальных сокровищ Японии. Это синтоистское святилище Удзигами и буддистские храмы Бёдоин и Ниси Хонгандзи. Сперва я отправился на электричке в пригород Киото, город Удзи.


Город Удзи и долина реки Удзигава оставили яркий след в истории и культуре Японии.

На территории деревни Удзи разворачиваются события последних глав знаменитой Повести о Гэндзи (Гэндзи Моногатари, XI в.), принадлежащих перу японской поэтессы и писательницы Мурасаки Сикибу. Эти десять глав из 54 вместе называются "главы Удзи".

 


Памятник писательнице Мурасаки Сикибу у моста через реку Удзигава.

 


Скульптура принца Ниоуномия и принцессы Укифунэ, персонажей Повести о Гэндзи


Мост через реку Удзигава имеет собственное имя Удзибаси и собственную историю. Это один из трех самых старых мостов в Японии, впервые он был построен в 646 г. монахом Дото из храма Гангодзи в г. Нара. Нынешний мост, конечно же, современный, но он прямой потомок того самого первого Удзибаси, т.к. мост на этом месте существовал всегда - менялись лишь материалы и технологии при очередном ремонте.

 

Мост Удзибаси


Река Удзигава трижды становилась ареной битв гражданской войны Гэмпэй (1180-1185) между кланами Тайра и Минамото. И дважды в ней фигурировал мост Удзибаси.

 

Река Удзигава и мост Удзибаси

 

В 1180 г. Тайра Киёмори был на вершине славы. Правя всей Японией и выдав дочь за императора, он решил посадить своего внука на престол. Трехлетний ребенок был объявлен императором под именем Антоку. Когда по этому случаю Киёмори с внуком отправились в паломничество в родовой храм семьи Тайра, принц Мотихито, уже дважды обойденный при назначении императора, тайно разослал в восточные провинции призыв всем сторонникам Минамото покарать "разбойников Тайра". О заговоре донесли, и против Мотихито выслали престарелого Ёримаса, единственного из Минамото, оставшегося при дворе, причем он тоже был участником заговора. С полусотней человек Ёримаса и Мотихито бежали в монастырь Миидэра на севере Киото, а затем с горсткой послушников (около 300 человек) - в Удзи, где ожидали подмоги от монахов г. Нара.


Киёмори послал против принца несколько тысяч солдат, которые подошли к северному берегу реки. Здесь завязалась жестокая битва. Монахи разобрали настил моста, и конница Тайра с ходу рухнула в проем, ломая ноги лошадям. Наступавшие откатились, и завязалась перестрелка. Несколько раз самураи Тайра бросались в атаку через мост, но каждый раз бывали отбиты. Наконец в воду бросился молодой самурай Асикага Тадацуна со своей дружиной в 300 всадников и, переправившись через реку, вступил в бой с монахами. За ним кинулось все войско Тайра. Оба сына Ёримаса погибли, а сам он отошел в близлежащий храм Бёдоин и там совершил сэппуку. Это было первое документально зафиксированное самоубийство самурая вследствие поражения в бою. Принц сумел спастись бегством, однако вскоре Тайра настигли его и обезглавили на месте.

 


Могила Минамото Ёримаса на территории храма Бёдоин


Сам храм Бёдоин тоже имеет связи с кланом Минамото, первые постройки на месте нынешнего храма появились в 998 г., когда Минамото Сигэнобу выстроил свою загородную виллу в г. Удзи. Позднее недвижимость приобрел Фудзивара Митинага, императорский регент (кампаку) и де-факто правитель Японии первой половины XI в. Поместье преобразовал в буддистский храм в 1052 г. его сын, кампаку Фудзивара Ёримити.


В следующем году был построен Амидадо (Зал Будды Амиды), который начиная с эпохи Эдо стал широко известен под именем Зал феникса (Хоодо). Это единственная постройка храма, сохранившаяся с эпохи Хэйан, остальные погибли в пожаре 1336 г. Впечатляющее здание Хоодо состоит из центрального прямоугольного зала Тюдо, по бокам которого расположены L-образные коридоры-крылья Рёёкуро, а сзади - коридор-хвост Биро. Таким образом, воздушная постройка храма напоминает взлетающую птицу.

 

Зал феникса храма Бёдоин


Профиль Зала феникса увековечен на монете 10 иен, а на банкноте 10 тысяч иен изображена одна из храмовых фигур феникса. В Хоодо находится сидящая позолоченная трехметровая статуя Будды Амиды 1053 г. Сказочный сад перед Залом феникса символизирует Рай Чистой Земли (Дзёдо) Будды Амиды. Сад храма Бёдоин послужил прототипом для большинства садов Дзёдо в Киото и по всей стране.


На территории храма также находится исторический музей и несколько малых храмов. Один из таких храмов называется Дзёдоин, он был основан в XV в. монахом Эйку.

 

Малый храм Дзёдоин


На другом берегу реки Удзигава расположено святилище Удзигами-дзиндзя, которое с давних времен служит охранным святилищем для храма Бёдоин. Согласно храмовой легенде, комплекс был выстроен на месте бывшей резиденции принца Удзи Вакиирацуко, сына императора Одзин (жил в IV-V вв.). Вакиирацуко покончил жизнь самоубийством в реке Удзи, чтобы разрешить спор о престолонаследии со своим старшим братом, будущим императором Нинтоку.

 

Ворота тории святилища Удзигами-дзиндзя


Главный зал (Хондэн) святилища был выстроен примерно в 1067 г. и посвящен обожествленным Вакиирацуко, Одзин и Нинтоку. Он состоит из трех внутренних святилищ, построенных друг за другом под одной крышей. Это один из самых старых сохранившихся главных залов в Японии.

 

Главный зал Хондэн


Построенный в 1215 г. Зал молитв (Хайдэн) претендует на звание старейшего в стране зала молитв.

 

Зал Хайдэн


Насыпанные из песка конусы перед залом Хайдэн называются татэсуна, они символизируют две священные горы.

 


Расположенные рядом друг с другом святилища Удзигами-дзиндзя и Удзи-дзиндзя до 1868 г. были объединены в единый храмовый комплекс Рикюкамися. Святилище Удзи-дзиндзя также посвящено принцу Вакиирацуко. Ныне святилище известно благодаря ежегодному фестивалю чая Удзитя Мацури.

 

Святилище Удзи-дзиндзя


Из Удзи я вернулся в Киото и отправился в храм Ниси Хонгандзи.


В 1591 г. сторонники Хонгандзи - ветви буддистской секты Дзёдо Синсю (Истинной Чистой Земли) - перенесли свою штаб-квартиру из Осака в Киото. Они использовали постройки храма XIII в., передвинув их со склонов хребта Хигасияма на нынешнее место в центре Киото и назвав новый храм Хонгандзи. В 1602 г. сёгун Токугава Иэясу разделил храм Хонгандзи на два храма, Ниси (Западный) и Хигаси (Восточный), чтобы снизить влияние набравшей силы секты Дзёдо Синсю. Ниси Хонгандзи получил постройки бывшего Хонгадзи и был значительно расширен к 1633 г. Соответственно, большинство сохранившихся строений храма относится к эпохе Момояма. В Ниси Гонгадзи сразу девять построек имеют статус национального сокровища, однако осмотреть можно далеко не все. Часть из них закрыты на ремонт, часть - просто недоступны для осмотра. Например, павильон Хиункаку (Плывущих облаков), который по красоте сравним с Кинкаку и Гинкаку, можно увидеть только несколько дней в году. Я уже был в Ниси Хонгандзи в 2007 г., но и тогда в большинство локаций доступ был закрыт.

 

Не покемонить!


Ныне для осмотра доступны как минимум три национальных сокровища.


Зал основателя (Гоэйдо) - одно из самых больших деревянных зданий Японии. Он был выстроен в 1636 г. и недавно подвергся серьезной реконструкции, длившейся 11 лет - с 1998 по 2009 г. В Гоэйдо хранится статуя Синран Сёнин, основателя школы Дзёдо Синсю, - покрытая лаком, в который добавлен пепел останков Синран.

 

Зал Гоэйдо


Зал Амидадо был построен в 1760 г., там хранится статуя Будды Амиды и портреты проповедников учения Чистой Земли из Индии, Китая и Японии. Кстати, статус национального сокровища Амидадо и Гоэйдо обрели совсем недавно, в 2014 г.

 

Ворота Карамон были построены в 1573 г. и, как считается, ранее являлись частью замка Фусими. Многочисленные резные фигуры богатой отделки изображают персонажей китайских поучительных историй. У Карамон было прозвище "ворота на весь день", означающее, что разглядывающий резьбу ворот мог запросто потерять счет времени.

 

 

 

Коммеративные печати храма Ниси Хонгандзи.

Павильон Хиункаку и ворота Карамон


Я довольно быстро завершил основную программу дня и после обеда отправился на заранее запланированный мастер-класс по барабану Тайко. На музыкальных инструментах я играть не умею, но здоровенные Тайко всегда уважал, а тут в рекламе утверждалось, что основами барабаностучания может овладеть любой желающий, независимо от опыта. Мастер-класс должен был быть групповым, но на месте выяснилось, что на это время больше никто не записался, и мне перепало индивидуальное занятие. Мой сэнсэй Макото сперва пытался общаться на английском, но скоро мы выяснили, что его английский чуть лучше моего японского и в конце уже общались на японском. Мастер-класс состоял из нескольких упражнений по принципу "делай как я", играли какие-то простенькие мелодии. Потом объединяли связки в общую композицию. Надо сказать, что стучать по барабану вовсе не легко, смахивает на приличный фитнес. Сэнсэй похвалил меня за выносливость и правильный крик (о-о-ро-сии!!! хэй!!). По поводу слуха ничего не сказал, но я и так знаю, что у меня его нет.

 


Во время небольших перерывов сэнсэй рассказывал много интересного про барабаны (например, что звук Тайко слышно на 4 км) и что сам он стучит с 14 лет (сейчас ему 26), участвует в фестивалях. Немного шокировал его ответ на мой вопрос про стоимость хорошего барабана - около 5 тыс. долларов. Оказалось, что на изготовление правильного Тайко уходит до семи лет.

 


 

 

 

Ивакири Дзёю

редактура/корректура Фрадкина Виктория

октябрь 2016 г

фото автора