• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

________________

 

 

Ассоциация


Мероприятия


Посещение Японии

2016

 

День одиннадцатый

28.07.16

 

День был выделен на посещение храмов со статусом "национальное сокровище". Чтобы успеть посмотреть запланированные пять храмов в разных частях города, пришлось использовать весь спектр рельсового транспорта Киото - государственную железную дорогу, подземное метро и частный трамвай-электричку Рандэн.


Первым делом я отправился по железной дроге до станции Ханадзоно, откуда пешком дошел до храма Корюдзи. Храм также известен под именами Удзумасадэра, Кадонодэра и Хатанокимидэра и претендует на звание самого старого храма Киото. По легенде, он был основан в 603 г. деятелем искусств Хата Кавакацу по приказу легендарного принца Сётоку (574-622). Храм полностью выгорал в 818 и 1150 гг., но каждый раз бывал отстроен заново.

 

Зал Тайсидэн храма Корюдзи

 

Лекционный зал Кодо храма Корюдзи


Малый храм Кэйгуин, главный зал которого, собственно, и является национальным сокровищем, был закрыт на ремонт. Для посещений открыта сокровищница Синрэйходэн, где выставлены многочисленные статуи будд, в основном X-XI вв.

 

 

Самая старая экспонируемая скульптура - изображение бодхисатвы Мироку. Эту статую датируют VII в., она также признана национальным сокровищем.

 


Далее мой путь лежал на станцию Китабираноцудзи частной трамвайной линии Рандэн. На самом деле Рандэн - это две линии: Арасияма Рандэн (построена в 1910 г.) и Китано Рандэн (1925 г.), и как раз на станции Китабираноцудзи они пересекаются. С 1942 г. эти линии находятся под управлением компании Keifuku Electric Railroad. Как ни странно, это последние оставшиеся трамваи в Киото, других линий нет.

 

Вагон линии Арасияма Рандэн


Доехав до станции Китанохакубайтё, я пешком дошел до храма Дайхоондзи. Датой основания храма принято считать 1221 г., когда на землях, подаренных знатью, был построен небольшой зал, посвященный Будде. В 1227 г. был возведен главный зал Хондо, который более известен под именем Сэмбон Сякадо. Хондо чудом избежал разрушений в гражданских войнах и ныне считается одной из самых старых построек Киото.

 

Зал Сэмбон Сякадо храма Дайхоондзи


С главным залом храма связано появление в Японии популярных масок Окамэ, которые используются на фестивалях, а также иногда помещаются плотниками на здания в качестве амулета удачи. Согласно легенде, главный строитель храма ошибся в длине центральной колонны и спросил совета у своей жены, которую звали Окамэ. Супруга посоветовала нарастить колонну, и в итоге зал был достроен. Чтобы муж смог сохранить лицо, Окамэ покончила жизнь самоубийством. Плотник изготовил деревянную посмертную маску жены и поместил ее над входом.

 

Святилище Окамэ на территории храма Дайхоондзи и маски Окамэ


В паре кварталов от Дайхоондзи находится огромный храмовый комплекс Дайтокудзи.


Дайтокудзи (Храм великой добродетели) был основан в качестве небольшого монастыря примерно в 1319 г. монахом Сюхо Мёхо (1282-1337, также известен под именем Дайто Кокуси). В 1326 г. монастырь был значительно расширен после объявления его "молитвенным залом" императорского двора. Именно этот год часто считается реальной датой основания храма. Как и многие другие храмы Киото, Дайтокудзи сильно пострадал от пожара во время войны Онин (1467-1477). Император Го-Цутимикадо в 1474 г. назначил настоятелем храма Иккю Содзюн, который при спонсорской поддержке торговцев из г. Сакаи смог восстановить основные постройки храма.


Период расцвета Дайтокудзи пришелся на XVI в., после того как Тоётоми Хидэёси устроил здесь в 1582 г. похороны своего сюзерена Ода Нобунага. Для этого был основан малый храм Сокэнин, а Дайтокудзи были пожалованы окрестные земли. С этого момента храм находился под покровительством военачальников, которые финансировали строительство новых малых храмов на территории Дайтокудзи. Благодаря такой политике монастырь вырос в крупнейший храмовый комплекс в Киото, состоящий помимо основного храма из 24 малых храмов и ныне занимающий территорию в 23 гектара.

 

План восточной части храма Дайтокудзи


Неприятным сюрпризом стало то, что к большинству национальных сокровищ (а их в Дайтокудзи четыре) для посетителей нет доступа, а там, куда доступ есть (например, малый храм Дайсэнъин), категорически запрещено фотографировать - вплоть до "мы отслеживаем публикации в Интернете и предъявляем судебные иски". Как я уже успел заметить в предыдущие приезды, в Японии очень разное отношение к фотографированию достопримечательностей. Где-то свободный доступ и отсутствие каких бы то ни было запретов на съемку, включая музейные экспонаты, а где-то вот такие кары за любой снимок, даже снаружи здания.


В итоге удалось сфотографировать только малый храм Рёгэнъин. Национальным сокровищем там являются жилые покои настоятеля (Ходзё, 1635 г.) с входом Гэнкан (1636 г.).

 

Ходзё малого храма Рёгэнъин


Воспользовавшись киотоским метрополитеном, я уехал на восток города, к горе Дайнондзияма. В нескольких минутах ходьбы от станции Кэагэ находится храм Нандзэндзи. История храма берет начало в 1264 г., когда император Камэяма построил здесь загородную виллу. Камэяма обучался у дзен-мастера Буссин Даймин Кокуси, в 1291 г. он передал свою резиденцию учителю, и вилла была преобразована в храм.


После утверждения новой системы рангов среди самых значимых храмов конца XIV в. (система Годзан) храм Дзуйрюсан Нандзэндзи, также известный под именем Дзэнриндзи, был признан "Первым храмом страны" и стоял над системой рангов, выше всех остальных храмов. Постройки храма были полностью уничтожены в крупных пожарах 1393, 1447 и 1467 гг., масштабная реконструкция прошла в 1597 г., а в начале периода Эдо Нандзэндзи был значительно расширен и включал в себя до 12 малых храмов.

 

План храма Нандзэндзи

 

Главный зал Ходо храма Нандзэндзи

 

Вход в покои настоятеля храма Нандзэндзи. Национальное сокровище Японии


На территории Нандзэндзи внимание, несомненно, привлекает акведук, более уместный где-нибудь в Италии, чем в средневековом японском храме. Он был построен уже в эпоху Мэйдзи (1868-1912) как часть системы каналов между озером Бива и Киото для снабжения города водой и товарами.

 

Акведук храма Нандзэндзи


Пешком от Нандзэндзи я добрался до конечной точки сегодняшнего маршрута - храма Тионъин, который ныне является головным храмом школы Дзёдосю (Чистой земли). Секта была основана в 1175 г. монахом Хонэн (1133-1212), основным постулатом ее было спасение через повторение мантры нэмбуцу: "Слава будде Амида!" Храм был построен в 1234 г. у подножия горы Катёдзан учеником Хонэн - Гэнси (1183-1238) - на месте, где Хонэн проповедовал свое учение. Останки Хонэн захоронены в мавзолее на территории храма.


В 1585 г. второй объединитель страны Тоётоми Хидэёси подарил храму имение с доходом в 190 коку риса. В 1603 г. Токугава Иэясу провозгласил Тионъин домашним храмом клана Токугава. В храме отпевали почившую мать Иэясу - Дэнцуин. Практически все постройки храма сгорели в большом пожаре 1633 г., но были восстановлены к 1641 г. по приказу третьего сёгуна Токугава - Иэмицу (1604-1651).


Центральным зданием всего храмового комплекса считается Зал основателя (Миэйдо), но туда я попасть не смог, т.к. зал закрыт на реконструкцию, которую планируют завершить только к 2021 г.


А вот второе национальное сокровище храма доступно для осмотра. Ворота Саммон были выстроены в 1621 г. по велению второго сёгуна Токугава - Хидэтада. При высоте 24 метра и ширине 50 метров это одни из самых больших деревянных ворот в Японии.

 

 

Ворота Саммон храма Тионъин

 

 

Ивакири Дзёю

редактура/корректура Фрадкина Виктория

ноябрь 2016 г.