День пятый

 

Естественно проспали :-) Но все равно вышли раньше, чем обычно.  Денек малосолнечный, то, что надо.

 

Садимся в метро, едем до станции Кюдзё. Кстате, еще вчера заметил, что некоторые станции киотского метро имеют просто цифровое название. Годзё – пятая, Сидзё – четвертая, Кудзё – девятая и т.д. Причем последовательность не соблюдается. Сидзё-Годзё-Кёто-Кудзё-Дзюдзё… Интересно, почему так? Надо будет выяснить…

 

Пешком доходим до первой точки сегодняшнего маршрута – храма Тодзи (Восточный храм).

 

При строительстве Киото на юге, где гор нет, были возведены гигантские ворота Радзёмон, через которые проходит проспект Судзаку. Справа и слева от проспекта были построены буддийские храмы — Тодзи (восточный) и Сайдзи (западный). Чуть позднее известный буддистский проповедник Кукай назвал Тодзи храмом Кёогококудзи, что значит "храм, защищающий столицу". Кукай превратил Тодзи в цитадель буддийской секты Сингон. Основой эзотерических ритуалов секты являлись мандалы, и находящиеся в Кодо (лекционный зал) 21 изваяние образуют трехмерную мандалу, в центре которой располагается Дайнити-нёрай, космический Будда, первым проповедовавший эзотерическое учение. Каждая из этих фигур была вырезана более 1200 лет назад из единого куска дерева. Якуси-нёрай, Будда-целитель, и его помощники Гакко и Никко почитаются в двухэтажном Кондо (главный зал). Построенное на месте первоначального здания, заложенного в 796 г., существующее ныне строение восходит к 1603 г и считается шедевром. Перестроенная в 1644 г., прекрасная пятиэтажная пагода Тодзи, имеющая высоту 55м, является самым высоким деревянным сооружением Японии и стала символом Киото. Внутри нее находятся изваяния четырех Будд и их последователей. На северо-западе от Кодо расположен Миэйдо, известный и как Тайсидо (Зал великого учителя), где жил Кукай. В нем находятся изображение Тайного Будды, Фудо Мёо, показываемое лишь в исключительных случаях, и изображение Кукая. Являющееся Национальным сокровищем, изящное сооружение датируется 1380 г.

 

 Пагоду видно издалека, недаром самая высокая в Японии… На территории еще несколько построек. В «лекционном зале» целая коллекция изображений Будд и других божеств. Помещение очень просторное, размером с небольшой спортзал. Я буддистских храмов видел много в Тайланде, а камраду такое множество культовых изображений вновинку, он задерживается на просмотр.

 

 

  

 

Вокруг пагоды небольшой красивый парк с прудом, в котором плещутся… черепахи!

 

 

 

 

Выходим из Тодзи, поворачиваем на север (Киото вообще ориентирован строго по сторонам света), идем до храма Ниси-Хонгандзи.

 

В Киото расположены два храма Хонгандзи - Западный (Ниси Хонгандзи) и Восточный (Хигаси Хонгандзи). Хонгандзи был  головным храмом буддийской секты Дзёдосинсю, сыгравшей немаловажную роль в истории страны. Основан он был в 1224 году. В средние века Хонгандзи был одним из влиятельных центров внутриполитической жизни Японии. Под его властью находились целые провинции, армии вооруженных монахов и крестьян. 10 лет (1570-1580) понадобилось полководцу Нобунаге Ода, чтобы разгромить восстания, инспирированные храмом, и привести верующих секты к покорности. Но могущество Хонгандзи подорвали даже не военные поражения, а внутренние междоусобицы, раздувавшиеся усилиями столичных властей. В начале XVII века прихожане Хонгандзи разделились на две враждующие между собой группы, центрами поклонения которых стали соответственно Ниси Хонгандзи и Хигаси Хонгандзи. О былом величии свидетельствует лишь декор храмовых зданий, к созданию и украшению которых приложили руки известные архитекторы, скульпторы и художники того времени, включая Дзингоро Хидари и Мотонобу Кано. Оба храма - Западный и Восточный - являются настоящими сокровищницами искусств. Ниси Хонгандзи примечателен своей древней пятиярусной пагодой (56,9 м в высоту), являющейся одним из символов Киото.

 

На территории храма ведутся восстановительные работы, но главный павильон открыт, разуваемся, заходим и попадаем на службу. Три монаха разноголосицей поют мантры. Заслушался…. Но надо двигаться дальше, впереди еще много интересного…

 

  

 

 

После выхода из храма вспоминаю, что недалеко должен, вроде, быть Музей Одежды. Хочется выяснить, не тот ли это музей, на экспонаты которого мы ссылаемся как на источник при реконструкции японских костюмов (http://www.iz2.or.jp/english/index.htm) ? Музей оказывается буквально в трех шагах от Хонгандзи, табличка гласит: Музей Одежды, 5 этаж. Заходим в помещение, попадаем в какую-то пошивочную мастерскую. Проходим ее насквозь к лифту, подымаемся на 5 этаж. Попадаем в музей. Оказывается, что это тот самый музей, но большинство манекенов (кроме двух) – на реставрации. Большую же часть музея занимает жанровая площадка с куклами в костюмах эпохи Гэндзи. Делаем фотосессию. В конце приобретаем открытки с фотографиями тех манекенов, которые ныне не выставляются.

 

    

 

Следующая остановка в маршруте – естественно, Хигаси-Хонгандзи.

 

Основное здание Восточного храма, построенное в 1602 году, считается крупнейшим деревянным сооружением в Киото, уступающим по своим размерам лишь Павильону Большого Будды в нарском храме Тодайдзи.

 

Но тут неудача – главный павильон закрыт на реконструкцию, причем не виден совсем, т.к. закрыт огромным «саркофагом». Табличка повествует, что строители обязуются закончить работы к 2011 года. Камрад выдает: значит в следующий раз приезжаем не раньше 2011 года… Походили вокруг, посмотрели малый павильон, храмовый колокол, желоб для омовения в виде дракона и красивые ворота.

 

  

 

 

 

После Хонгандзи доходим до метро и едем на север Киото, в район Ракусай.

Очень удобно, что возле выходов метро стоят двуязычные карты с неизменным красным кружочком «You are here». Помогает ориентироваться. Топаем до храма Дайтокудзи.

 

Основанный в 1325 г., храм процветал во второй половине XVI в., попав под покровительство полководцев (и почитателей чайной церемонии) Ода Нобунага и Хидэёси. В настоящее время большое число малых храмов, многие из которых имеют знаменитые чайные комнаты и подобные драгоценным камням сады, продолжают проповедовать ритуалы дзэн и чайных церемоний. Сэн-но Рикю (1522-1591), человек, прославившийся возведением простого чаепития в изысканный ритуал, поместил собственное изображение на верхней части Саммон (ворота). Хидэёси не простил ему этого и заставил совершить самоубийство.

На территории Дайтокудзи две довольно больших постройки и 22 крохотных храма. В один из таких мы зашли, воспользовавшись скидочным купоном. У храма свой небольшой сад камней, уютный дворик с деревьями. Все очень красиво, как всегда.

 

 

 

Следующий пункт маршрута – храм Кинкакудзи,  знаменитый Золотой Павильон.

 

Драгоценное наследие средневековой Японии - Кинкакудзи (официальное название Рокуондзи) более знаком иностранным туристам под названием «Золотой павильон». Он был построен третьим сёгуном из династии Асикага - Ёсимицу (1358-1408), который, оставив свой пост (но не власть), в возрасте 37 лет стал монахом. Первоначально храм служил местом его пребывания на покое. Являясь пылким сторонником проповедника дзэн Сосэки, Ёсимицу распорядился, чтобы после его смерти вилла была превращена в храм, который возглавил Сосэки. Трехэтажное здание Золотого павильона имеет в высоту 12,8 метра. Первый этаж, дополненный крытым причалом для прогулочной лодки сёгуна, представляет собой пример жилищной архитектуры Хэйанского периода. Второй этаж выполнен в виде молельного зала буддийского храма со статуей богини Каннон, а третий этаж построен как личная молельня сёгуна. Там хранятся изображения Будды Амида и 25 его помощников. Золотой павильон – это точная копия оригинала, погибшего в результате поджога в 1950 г. (это событие явилось сюжетом романа Мисима Юкио «Золотой храм»), это изящное трехэтажное сооружение целиком покрыто тонкими листами золота и увенчано бронзовым Фениксом. За прогулочным садом, устроенным вокруг пруда, возвышается гора Кинугаса.

 

Кинкакудзи – чуть ли не основная точка на «кабаньей тропе», поэтому там очень много народу. Толпу, кстати, во всех посещенных храмах создают отнюдь не иностранцы (европеоидов вообще было встречено за все время не очень много), а японские школьники и школьницы… Такое впечатление, что школьники не учатся, а ходят по экскурсиям.

 

Сам павильон такой же красивый, как на фотографиях. И даже цапля на месте, гордо позирует на многочисленные фотоаппараты.  Парк вокруг павильона тоже очень красивый, но мне субъективно показалось, что у Серебряного павильона он все же поинтересней.

 

Во время обхода парка вместе с толпами школьников останавливаемся у небольшого изображения Будды. Каменный Будда в нескольких метрах от заборчика, рядом стоит медная чаша, все вокруг забросано мелочью. Экскурсовод объясняет детям, что нужно попасть монеткой в чашку, на исполнение желания. Дети кидают и не попадают. Камрад берет йену, ловким движением запуливает ее в подставку, она рикошетит прямо в чашку. Вот так-то, япончеги, знай наших :-)

 

 

 

 

 

 

    

 

 

Из Кинкакудзи направляемся в следующий храм – Рёандзи.

 

Рёандзи — буддийски храм, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г. Стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. Среди его покровителей были Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. С конца ХVIII в. храм переживает упадок. Многие его сооружения уничтожены пожарами. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемуся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов. Считается, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами. Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад — 30 м, с юга на север — 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором. Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать — только сидя на веранде храма.

 

При храме довольно большой цветущий пруд и красивый парк.

«Кабанья тропа» продолжается. Очень много народу в маленьком саду, где расположены знаменитые 15 камней. Находим место, садимся. Что-то в этом есть. Казалось бы, камни и белый гравий, больше ничего. Но уходить совершенно не хочется… Очень умиротворяющий храм, квинтэссенция  дзэна.

 

  

 

  

 

 

Конечная точка сегодняшнего маршрута в путешествии по району  Ракусай – храм Ниннадзи.

 

Завершенный императором Уда в 888 г, Ниннадзи первоначально носил имя дворца Омуро. До реставрации Мэйдзи (1868) его всегда возглавлял принц из императорской семьи. Кондо (главный зал) и находящееся в нем деревянное изображение Будды Амида причислены к Национальным сокровищам. Колоссальные входные ворота Ниннадзи с их внушительными хранителями Нио (царь дэвов) служат нам напоминанием о том, каким огромным был этот храм секты Сингон, объединявший 60 малых храмов, до тех пор, пока пожары не свели его до нынешних размеров. Среди прочих достопримечательностей можно выделить летящую пятиэтажную пагоду.

На территории храма сразу обращает на себя внимание высокая пагода, буквально совсем немного ниже, чем в Тодзи. Кроме пагоды еще много интересных построек. Большие массивные ворота с двумя демонами-стражами. Из необычного – полностью закрытая колокольня в китайском стиле. Еще мы там видели японских школьников на «субботнике».

 

 

 

    

 

 

Программа посещений на сегодня выполнена, надо двигаться в сторону гостиницы. Для этого надо разобраться в схеме движения местных автобусов (опыта пока нет). Наконец понимаем, на каком автобусе мы можем доехать до метро. Ждем своего номера меньше 10 мин. В автобусе названия остановок дублируются на английском бегущей строкой и голосом. Все очень просто.

 

Вечером после ужина камрад зависает в Интернете, а я с баночкой темного пива залазаю в ванну. Надпись на банке: «great taste for your pleasure and relax»,  в тему, точно. Релаксирую. Приходит осознание: Я в отпуске! :-))))

 

<<<<Предыдущие дни Следующие дни>>>>

Первая страница

 

 

 

На главную

 

COPYRIGHT © АРФЯ "СЭНГОКУ ДЗИДАЙ". ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.

ПЕРЕПЕЧАТКА МАТЕРИАЛОВ САЙТА БЕЗ ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАПРЕЩЕНА

 

 

 

 

________________