• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Исторические битвы


Осада замка Хара

 

январь-апрель 1638 г.
Княжество Симабара
Амакуса Сиро
, около 37 тыс. человек
против
войск сёгуната Токугава, до 125
тыс. бойцов

 

Симабарское восстание 1637–1638 гг., кульминацией которого стала осада замка Хара, было последним крупным мятежом эпохи Эдо и имело серьезные политические последствия.


Полуостров Симабара на острове Кюсю был одним из исторических центров католического христианства в Японии начиная с середины XVI в. При даймё Кониси Юкинага, который сам был приверженцем христианства, в этом районе активно действовали иезуитские миссии, на Симабаре существовал их монастырь, семинария и дом священников, а численность последователей достигала 70 тысяч человек. После эдиктов Тоётоми Хидэёси 1587 г. об изгнании из страны иезуитских миссионеров, некоторые христианские священники тайно скрывались в Симабара и способствовали росту христианской общины. Юкинага был казнен в 1600 г. после поражения в кампании Сэкигахара, а новообразованное княжество Симабара досталось христианскому даймё Аримо Харунобу, который продолжил поддержку христианства в своих владениях.


С 1596 г. в Японии начались гонения на христиан, которые приобрели особенно жесткий характер после прихода к власти сёгуна Токугава Иэмицу в 1623 г. Репрессиями на полуострове Симабара и близлежащих островах Амакуса руководили ставленники центрального правительства Мацукура Сигэмаса, новый князь Симабара, и Тэрадзава Кататака, новый даймё княжества Карацу. Особо отличался жестокостью сын и преемник Сигэмаса — Мацукура Кацуиэ, который возглавил княжество в 1630 г. Например, среди его любимых пыток было надеть на связанного крестьянина соломенный плащ и затем поджечь его. Угрозами, пытками и казнями Мацукура и Тэрадзава удалось добиться формального отречения от христианства большинства населения к 1633 г.


Антихристианские репрессии совпали с разрушительными тайфунами и продолжительной (1633–1637) засухой, вызвавшей голод. Однако налоги не снижались, а продовольствие изымалось силой. В 1636 г. пришло указание из столицы об участии Симабара и Карацу в ремонтных работах в резиденции сёгунов в Эдо, что легло еще большим бременем на крестьян региона.


Восстание началось 17 декабря 1637 г. во владениях Мацукура с убийства местного налогового чиновника, быстро переросло в крестьянский бунт, который возглавили несколько ронинов, и затем распространилось и на острова Амакуса. По некоторым оценкам, число восставших достигало 37 тысяч человек. Вскоре во главе мятежа встал харизматичный шестнадцатилетний самурай Амакуса Сиро. Сын бывшего вассала клана Кониси, христианина Масуда Дзимбэй, он также был крещен и принял христианское имя Иероним.



Амакуса Сиро. Гравюра Тайсо Ёситоси, 1874


Восставшие увидели в нем предсказанного иезуитским миссионером Франциском Ксавьером «Четвёртого сына Неба», который, согласно пророчеству, должен был возглавить христианизацию Японии. О Сиро рассказывали легенды, что к нему прилетали и садились на руку птицы, что он мог ходить по воде и извергать изо рта огонь. Его последователи превозносили его как посланника небес, хотя сам он никогда не заявлял о своей божественности.

 

Флаг Амакуса Сиро


Некоторые исследователи считают, что мятеж стал результатом заговора бывших вассалов казненного даймё Кониси Юкинага, главным среди которых был Масуда Дзимбэй, а слухи о предстоящем пришествии Мессии специально распускали католические священники. Однако это не отменяет первопричины восстания — тяжелого положения крестьян и жестоких религиозных гонений в регионе.


Восставшие осадили принадлежавшие клану Тэрадзава замки Томиока и Хондо на Амакуса. После нескольких штурмов замки были близки к сдаче, но подошло правительственное войско, собранное из дружин нескольких княжеств острова Кюсю. Повстанцы сняли осаду, сели на лодки и переправились на полуостров Симабара, где в конце января 1638 г. взяли в осаду одноименный замок, принадлежавший Мацукура Кацуиэ. Им удалось завладеть арсеналом различного оружия, включая огнестрельное, разграбив один из складов призамкового города, но сам форт устоял.

 

Атака замка Симабара восставшими. Современный рисунок

 

Под угрозой очередного деблокирующего удара восставшие отступили в замок Хара. Эта крепость раньше принадлежала клану Арима, но позже была заброшена. Фактически от нее остались только каменные стены и рвы. Армия Сиро построила палисады и другие укрепления поверх сохранившихся стен. Вскоре над стенами заполоскались флаги с иероглифом «дзю» (он похож на крест и использовался на знаменах христианскими даймё) и появились деревянные кресты — восставшие открыто заявили о своей религиозной принадлежности.


К этому времени вести о мятеже достигли центрального правительства и на усмирение восставших сёгунатом был направлен Итакура Сигэмаса, который возглавил 50-тысячное войско местных князей, начавших осаду. Три попытки прямых штурмов были отбиты. Есть упоминания, что Сигэмаса пытался засылать в крепость диверсантов, а также делать подкоп под стены, но не достиг какого-либо успеха. Сёгун Токугава Иэмицу был недоволен затягиванием подавления «незначительного крестьянского бунта» и послал на замену Сигэмаса одного из высших чиновников сёгуната — Мацудайра Нобуцуна. В попытке оправдаться за неудачи, Сигэмаса возглавил четвертый штурм, но был убит при атаке, которая также не увенчалась успехом.

 

Штурм замка Хара. Фрагмент ширмы "Симабара-но ран", XVII в.


Возникает вопрос, как могли необученные крестьяне противостоять многократно превосходящим силам профессиональных самураев? Во-первых, профессионализм воинов сёгуната по сравнению с ветеранами битв Сэнгоку Дзидай значительно упал. Последний серьезный военный конфликт закончился 23 года назад, новое поколение самураев слишком привыкло к спокойной размеренной жизни в гарнизонах. Во-вторых, среди восставших были самураи-ронины, знакомые с военной наукой, а крестьяне, составляющие большинство, прошли минимальное обучение обращению с оружием. Дело в том, что князь Симабара Мацукура Сигэмаса, желая продемонстрировать преданность сёгунату Токугава в деле искоренения христианства, в свое время предложил амбициозный план по нападению на базу испанских миссионеров на острове Лусон на Филиппинах. Получив неофициальное согласие сёгуната, он занял деньги у купцов из Сакаи, Хирато и Нагасаки, на которые закупил аркебузы и порох. Своих крестьян он начал обучать ружейной стрельбе, намереваясь рекрутировать их в поход на Лусон.

 

Сёгунат впоследствии отказался от идеи нападения на Филиппины, а Мацукура Кацуиэ после скоропостижной кончины Сигэмаса пришлось возвращать заемные средства кредиторам, для чего он поднял налоги в своем княжестве. По иронии судьбы обученные его отцом восставшие крестьяне стреляли в его воинов закупленным его отцом оружием.


С пришедшим вместе с Мацудайра Нобуцуна подкреплением силы осаждающих возросли до 125 тысяч человек. Нобуцуна решил сменить тактику и перешел к блокаде.


Также он запросил поддержки у голландцев, которые поставили ему пушки и порох. Кроме того, глава голландской миссии согласился предоставить для обстрела крепости судно «Де Рюп». Бомбардировку замка начали одновременно с суши и моря, за 15 дней было выпущено около 426 ядер. Однако обстрел особого результата не достиг. Интересно, что при этом и сами голландцы понесли потери. Осаждавшим удалось из ружей подстрелить двух матросов на «Де Рюпе».


Из замка в лагерь осаждающих была выпущена стрела с запиской. Восставшие едко вопрошали, неужели у сёгуната закончились храбрецы, что они полагаются на помощь иностранцев против небольшой кучки крестьян? Стало ли это послание мотивом, или командование войск осаждающих просто признало обстрел неэффективным, но голландская поддержка была отозвана.

 

Осада замка Хара. Рисунок XVII в.

Внизу изображены голландски корабли


3 февраля осажденные провели неожиданную контратаку, убив около двух тысяч воинов сёгуната. Однако этот рейд стал единственной удачей восставших за время осады.


Постепенно запасенные продукты в крепости начали подходить к концу. 4 апреля защитники замка предприняли вылазку с целью восстановления запасов, но она потерпела неудачу. Несколько повстанцев были схвачены, у них под пытками выведали, что в крепости начался голод и подошли к концу запасы пороха. По другим источникам эту информацию командирам войск сёгуната выдал предатель.


12 апреля осаждавшие атаковали ослабевших от голода защитников, им удалось захватить внешнее кольцо укреплений. Однако восставшие яростно сопротивлялись, и полностью захватить замок войскам сёгуната удалось только к 15 апреля, потеряв при этом, по разным оценкам, около 10 тысяч бойцов.

 

Атака замка Хара. Современный рисунок


После падения замка Хара сёгунат казнил около 30 тысяч человек, всех выживших восставших и даже сочувствующих. Отсеченные головы Амакуса Сиро и других лидеров мятежа выставили на публичное обозрение в г. Нагасаки. Замок Хара был сожжен дотла, а затем засыпан землей вместе с телами погибших.

 

Руины замка Хара

 

Археологические находки на месте замка Хара: человеческие кости и нательный крестик

 

Мацукура Кацуиэ был предан суду, и, когда выяснились подробности жестокого обращения с крестьянами, обезглавлен.


Так как сёгунат подозревал европейских католиков в разжигании симабарского мятежа, португальцы были окончательно выгнаны из страны, период изоляции сакоку вступил в самую жесткую фазу. Христианство было полностью запрещено и сохранилось только в подпольных общинах.


За исключением мелких локальных волнений, симабарское восстание стало последней военной кампанией эпохи Эдо вплоть до начала периода Бакумацу в XIX в.

Цитируется по книге "Осадное искусство феодальной Японии"