• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Исторические битвы


Осада замка Нагасино

 

16-28 июня 1575 г.
Провинция Микава
Такэда Кацуёри
, около 15 тыс. человек
против
Окудайра Садамаса, около 500 бойцов

 

Такэда Кацуёри (1546-1582), несмотря на сложившуюся благодаря масскультуре XX века (особенно кинематографу) славу неудачника, был отважным воином и талантливым полководцем. Однако он всегда находился в тени славы своего великого отца - легендарного Такэда Сингэн, и после его смерти Кацуёри жаждал с ним как минимум сравниться, а то и превзойти. Поэтому далеко не всегда поступками Кацуёри руководил прагматичный расчет, что в значительной мере повлияло на дальнейшие события, приведшие в итоге клан Такэда к гибели.


Такэда Кацуёри, рисунок XVI века. Из коллекции храма Коясан Дзимёин


В конце мая 1575 г. Такэда Кацуёри покинул свою ставку в провинции Каи и выдвинулся в Микава, начав очередную военную кампанию против давнего врага - Токугава Иэясу. Надо сказать, что Кацуёри имел все шансы на быструю и легкую победу, хотя старые соратники Сингэн, игравшие роль военно-политического совета при Кацуёри, были против этой войны - значительная часть войска Такэда была вовлечена в войну с Уэсуги Кэнсин - очень серьезным противником. Несмотря на это, игра стоила свеч - при удачном стечении обстоятельств Кацуёри мог овладеть двумя провинциями и покончить с Токугава Иэясу, серьезно ослабив позиции Ода Нобунага на востоке.


Целью похода был замок Окадзаки, главная цитадель клана Токугава. Кацуёри рассчитывал на предательство продажного чиновника Ога Ясиро, который согласился открыть ворота замка перед войском Такэда. Армия Такэда в этом походе насчитывала около 15 тысяч воинов, из которых всадников было чуть больше четырех тысяч, а пеших самураев - примерно 8,5 тысячи. Остальную массу составляли пехотинцы асигару, из которых около 200 были аркебузиры.


Одолев горные перевалы и приблизившись к замку Асукэ, Кацуёри внезапно узнал, что заговор Ога Ясиро раскрыт и предатель казнен. Теперь пытаться захватить Окадзаки было бессмысленно - замок был слишком хорошо укреплен и имел сильный гарнизон. Немного поразмыслив, Кацуёри двинулся на юг, рассчитывая взять менее важную крепость, Ёсида. Обойдя без боя замки Цукудэ и Нода, 13 июня Кацуёри подошел к Ёсида и сжег два небольших форта-спутника, Усикубо и Нирэнги. Попытка штурма Ёсида была с легкостью отбита. Неприятным сюрпризом для Кацуёри стало увеличение до 6 тысяч числа защитников. Это Иэясу, услышав о рейде Кацуёри, немедленно выслал подкрепление в Ёсида, прозорливо рассудив, что тот станет альтернативной целью кампании Такэда. Командовал обороной замка опытный полководец Токугава - Сакаи Тадацугу. Кацуёри попытался выманить войско Токугава на равнину, чтобы одолеть ее в открытом бою, но гарнизон на уловку не поддался.


Кацуёри не мог себе позволить полноценную блокаду крепости, снял осаду и двинулся на север, вверх по течению реки Тоё. Снова миновав без боя замок Нода (по одной из версий именно при его осаде был смертельно ранен Такэда Сингэн двумя годами ранее), 16 июня войско Такэда подошло к замку Нагасино. Кацуёри не хотел уходить из Микава, не взяв какого-нибудь приза. Было решено осадить Нагасино.


Кампания Нагасино. Красным показан путь войск Такэда Кацуёри, фиолетовым - Ода/Токугава


В стратегическом плане замок являлся своеобразными северными воротами провинции Микава. Он был построен в 1508 г. и первоначально принадлежал вассалам клана Имагава. Позже вместе со всей провинцией замок достался Токугава Иэясу. В 1571 г. Такэда Сингэн удалось захватить Нагасино, но тремя годами позже Иэясу отбил его обратно. В апреле 1575 г. комендантом крепости был назначен Окудайра Садамаса. В его подчинении было около 500 воинов, включая 200 аркебузиров. На вооружении защитников также состояла единственная пушка.


При строительстве Нагасино максимально были использованы природные факторы, крепость расположили в месте слияния двух рек - Такигава и Оногава, там, где они образуют реку Тоёгава. Территория замка представляла собой плоскую треугольную площадку, защищенную с двух сторон скалистыми утесами и водами рек. Таким образом, самой слабой стороной обороны были участки на севере и северо-западе, где болотистая местность простиралась вплоть до холма Дайцудзияма.

 

Современный вид на руины замка Нагасино. Место слияния рек Таки и Оно


Укрепления Нагасино мало напоминали мощные крепости конца XVI в. Наиболее защищенным был внутренний двор хоммару. Эта территория размером 250х300 м одной стороной выходила к реке Таки и была со всех сторон огорожена каменной стеной, однако, скорей всего, не очень высокой. Перед стенами на севере был вырыт сухой ров карабори, а на западе протекал горный ручей. Часть территории до реки Оно была отделена дополнительной стеной и носила название Ягюгурува. Термин "гурува" идентичен "мару" и означает "двор замка". На углу стен Ягюгурува имелись ворота Ягюмон, через которые мог осуществляться доступ к реке.


Сухой ров и земляные валы замка Нагасино


В дополнение к хоммару Нагасино был защищен рядом других рубежей обороны. Второй двор ниномару в Нагасино носил название Обигурува, он располагался на севере от хоммару, за ним следовал третий двор санномару под именем Томоэгурува. Каждый двор защищался собственной стеной, тянувшейся от ручья на западе до реки на востоке. От хоммару через ручей был перекинут мост, для защиты которого был оборудован своеобразный барбаканный комплекс. Это предмостное укрепление называлось Дандзёгурува. Защита описанных трех дворов представляла собой земляной вал доруй с глинобитной стеной добэй по верху. К западу от Дандзёгурува и к северу от Томоэгурува располагались два внешних двора Хатторигурува и Фукубэмару соответственно. Они только частично были прикрыты валами и частоколом. В Хатторигурува находились главные ворота Отэмон, ведущие на западную дорогу. Наименее защищен был участок Фукубэмару, однако его надежно прикрывал небольшой форт на вершине холма Дайцудзияма.


План замка Нагасино, рисунок XVI века


Кацуёри грамотно оценил положение замка в самом начале осады. Чтобы обезопасить себя от ударов с тыла и флангов, первым делом он послал отряды на штурм укреплений на холмах Дайцудзияма и Тодзияма. Захватив их, он расположил свою ставку на холме Иодзияма, с которого открывался отличный обзор на замок. Кацуёри разделил армию на несколько отрядов для одновременной атаки с разных сторон и блокирования возможного подкрепления. Его войска подошли к стенам Хатторигурува и Фукубэмару, а также располагались на противоположном берегу обеих рек.


17 июня Кацуёри провел разведку боем, напав небольшим отрядом на ворота Отэмон. На следующий день был предпринят более массированный штурм. Солдаты Такэда атаковали внешние укрепления под прикрытием связок бамбука такэтаба. Гарнизон крепости яростно защищался, в нападающих летели пули и зажигательные стрелы. Удалось поджечь немалое количество укрытий атакующих. Согласно источникам, осажденным в этом бою удалось убить 800 воинов Такэда, в полтора раза больше, чем количество всех защитников крепости.


Осада замка Нагасино. Рисунок художника Гаварда Джеррарда


19 июня Кацуёри попытался прорваться в крепость довольно интересным способом. Одним из потенциально слабых мест в обороне замка могли считаться ворота Ягюмон, выходящие к реке. Атаковать через полноводную в то время реку под пулями противника было невозможно. Кацуёри придумал построить огромный плот и спустить его с отрядом атакующих по реке Оно в сторону замка. Однако затея не удалась, "морской десант" был вовремя обнаружен и обстрелян. Также на плот со стен замка сбросили несколько крупных камней. Высадиться в итоге не удалось.


20 июня Кацуёри организовал ночное нападение сразу с двух направлений. Под прикрытием темноты воины Такэда с помощью веревок с крюками перебрались через частокол Фукубэмару. Тут их встретили градом пуль и стрел, однако начало сказываться численное превосходство Такэда, и Окудайра Садамаса скомандовал отход под прикрытие стен Томоэгурува.


Одновременно крупные силы осаждающих атаковали Отэмон, и тут защитникам также пришлось отступить. Открытые участки Хатторигурува и Фукубэмару стали "серой зоной", простреливаемой как защитниками, так и войсками Такэда.


Той же ночью часть солдат Такэда трудилась над возведением осадной башни, с которой можно было бы обстреливать защитников крепости поверх стен. Башню и строителей прикрывало большое количество связок такэтаба. К утру 21 июня башня была готова, но воспользоваться ею атакующие не успели. Метким выстрелом единственной пушки осажденным удалось разнести башню в щепки.


Осаждающие начали сосредотачиваться в Фукубэмару для новой атаки. Это спровоцировало защитников на вылазку. Небольшой отряд гарнизона внезапно ударил по готовящимся к атаке воинам Такэда. Осаждающие временно отступили, вышедшие на вылазку также вернулись в крепость, потеряв десять бойцов.


Схема позиций противников 16-28 июня 1575 г. во время осады замка Нагасино


В этот же день произошло событие, сильно подорвавшее моральный дух защитников крепости. Клан Такэда с давних пор владел золотыми шахтами в провинции Каи. Отправляясь в поход, Кацуёри рекрутировал в свою армию большое количество шахтеров с золотых копей, имевших навыки оборудования подземных туннелей. С первых же дней осады они начали рыть подкоп под стены хоммару. Утром 21 июня часть западной стены с грохотом и пылью обрушилась, что оказало серьезный психологический эффект на утомленных четырехдневным штурмом защитников замка.


Последовавшая за обрушением стены атака стала самой яростной за все время осады. Кацуёри бросил на штурм все имеющиеся силы. В результате были захвачены третий двор Томоэгурува и барбакан Дандзёгурува. Под контролем защитников оставались только хоммару, Обигурува и Ягюгурува. И, что самое важное, в руках нападавших оказалось большинство складов с припасами и амуницией.


Большие потери при штурмах склонили Кацуёри перейти к тактике блокады, поскольку теперь защитники испытывали недостаток продовольствия, их вполне можно было взять измором. Осаждающие принялись строить частокол по периметру замка. Поперек всех трех рек были натянуты канаты, к которым подвесили сети, перегородив реку до самого дна. Блокада началась 22 июня, но эпизодические "снайперские" перестрелки продолжались. Так, стрелкам Такэда удалось убить несколько младших командиров защитников.


Комендант крепости решил запросить помощи у своего сюзерена. На самом деле первая депеша с просьбой о подкреплении ушла к Токугава сразу в самом начале осады. Но ответа на нее получено не было, и Садамаса не знал, какую машину она уже запустила.


Ода Нобунага вначале не проявлял большого интереса к этой кампании, предоставив Токугава Иэясу самому разбираться с Кацуёри. Однако после известий о начале осады Нагасино Иясу настойчиво запросил поддержки, а Нобунага увидел в ситуации шанс раз и навсегда разделаться с "восточной угрозой" в виде клана Такэда.

 

Существует, правда, версия, что его помощь была инспирирована угрозами Токугава присоединиться к Такэда и повернуть оружие против Нобунага, что в то время было распространенной практикой, но документальных подтверждений этому нет. Как бы то ни было, Нобунага 20 июня выступил из Гифу и вскоре прибыл в Окадзаки на соединение с силами Токугава. Союзники решили сделать Нагасино ключевым моментом кампании против Такэда и планировали выдвинуться на помощь, когда Кацуёри основательно "завязнет" в осаде.


Однако точными данными о местоположении и численности войск Такэда они не располагали, что резко повышало важность новых вестей из осажденного замка. Миссия гонца была очень опасной ввиду полной блокады крепости. Добровольцем вызвался Тории Сунээмон. Этот храбрый воин был пехотинцем асигару, вассалом клана Окудайра и местным жителем, хорошо знакомым с местностью. В полночь 23 июня он покинул замок через Ягюмон и поплыл вниз по реке Тоё. Достигнув сетей, Сунээмон беззвучно прорезал в ней дыру и проник за кольцо блокады. На рассвете 24 июня он зажег сигнальный огонь на горе Гамбо, сообщив защитникам крепости об успешном преодолении линий осады.


Вскоре Сунээмон достиг Окадзаки, где его тепло приняли и восхищались его подвигом. Он сообщил, что еды у защитников осталось на три дня, после этого Окудайра Садамаса планирует совершить самоубийство в обмен на жизнь защитников крепости. Ода и Токугава пообещали выступить на следующий день. Сунээмон вернулся к замку и зажег три сигнальных огня, что, как заранее было оговорено, означало успех миссии. Далее по плану он должен был присоединиться к деблокирующей армии, однако Сунээмон решился на рискованное возвращение в замок. Кацуёри увидев сигнальные огни, понял, что кому-то удалось покинуть зону блокады, и приказал усилить бдительность. На сети были повешены колокольчики, а охрана отслеживала следы на песке по берегам реки. Возвращаясь по реке, Сунээмон запутался в сети, был обнаружен, схвачен и доставлен к Кацуёри.


Кацуёри предложил сохранить ему жизнь, если Сунээмон согласится дезинформировать гарнизон о подходе подкрепления и принудит его к сдаче, и тот притворился что готов это сделать. Далее источники расходятся в описании произошедшего - по одним данным, Тории Сунээмон поставили на берегу реки напротив крепости, откуда он прокричал, что войско уже в пути, и призвал защитников держаться до последнего. Тут же он был пронзен копьями, а потом распят на кресте. По другим сведениям, Сунээмон предварительно привязали к кресту, и после его призыва обрекли на медленную смерть.


Тории Сунээмон под стенами замка Нагасино. Рисунок Тоёхара Тиканобу, 1893.

Высокие каменные стены и башни замка - плод фантазии художника


В любом случае его поступок вызвал восхищение как у защитников, так и у врагов. Один из самураев Такэда - Отяаи Митихиса, даже изобразил распятого на кресте Сунээмон на своем знамени.


Знамя Отяаи Мунэхиса


Теперь, когда Кацуёри знал о продвижении к Нагасино деблокирующей армии, он созвал военный совет для выработки дальнейшей стратегии. Войска союзников насчитали 38 тысяч человек, а 15 тысяч вышедших из Каи войск Такэда были уже потрепаны осадой. На совете ветераны Сингэн, такие как Баба Нобухару, Ямагата Масакагэ, Найто Масатоё и Оямада Нобусигэ, голосовали за благоразумное отступление в провинцию Каи, в то время как молодые генералы типа Атобэ Кацусукэ советовали не слушать "старичье", а одним ударом покончить с двумя врагами. Баба Нобухару предложил, раз уж сюзерен желает сражаться, сперва решительным штурмом взять обескровленный замок Нагасино и затем встретить превосходящую армию противника за стенами крепости. Однако и этот план не был принят во внимание. Кацуёри, как уже было сказано выше, слишком хотел сравниться с отцом, решавшим исход битвы в стремительной конной атаке. Он назначил генеральное сражение на утро следующего дня.


Армии Токугава и Ода выдвинулись из Окадзаки 25-го числа и через два дня появились на равнине Сидарахара в нескольких километрах к западу от замка Нагасино. Кацуёри оставил около трех тысяч осаждать замок, а с остальным войском выдвинулся к Сидарахара. Там 28 июня состоялась знаменитая битва при Нагасино, сокрушительное поражение в которой погубило клан Такэда.


Ширма Нагасино Кассэндзу Бёбу (копия Городского музея Тоёда), XVIII в.


Несмотря на то что битва происходила довольно далеко от замка, вокруг крепости также развивались важные события. Еще до начала битвы Нобунага выделил трехтысячный отряд под руководством Сакаи Тадацугу и отправил его к замку с задачей внезапного нападения на осаждающих. В состав отряда входило около пятисот аркебузиров.


Сакаи Тадацугу, рисунок начала периода Эдо


Самураи Тадацугу атаковали воинов Такэда Нобудзанэ, оставленных охранять форт на горе Тобигасуяма. Сначала дали залп аркебузиры, затем в укрепления полетели зажигательные стрелы, а позже в атаку пошли пешие самураи. Эта часть армии Такэда была практически полностью уничтожена. Гарнизон крепости уже знал, что основная часть войск Такэда покинула линии осады. Когда они увидели дым над Тобигасуяма и услышали выстрелы на равнине Сидарахара, ворота были открыты, и защитники ринулись в контратаку. Ослабленный после нескольких штурмов и от голода гарнизон Нагасино смог тем не менее нанести значительный урон оставшимся осаждавшим.

 

Момент контратаки защитников замка. Фрагмент ширмы Нагасино Кассэндзу Бёбу (копия замка Нагахама), XVIII в.

Наличие моста через реку Токи источниками не подтверждается


С завершением битвы при Нагасино окончательно закончилась и осада замка Нагасино.

Цитируется по книге "Осадное искусство феодальной Японии"