Сады и парки
Своеобразным
и ярким примером синтеза основных принципов японского искусства,
уходящих корнями в древние верования японцев и отражающих философии
и мировоззренческие идеалы синтоизма, буддизма и конфуцианства,
может служить традиционное садово-парковое искусство.
С
древнейших времен для японцев было свойственно преклонение перед
красотой родной природы, которую они считали божественным творением.
Японцы поклонялись горным вершинам, живописным скалам и причудливо
рассыпанным камням, могучим старинным деревьям, водоемам и водопадам.
Считалось,
что самые красивые участки природного ландшафта являются жилищем
духов и богов — коми. Первые искусственно созданные японские сады
относятся к VI—VII вв.; они представляли собой миниатюрную имитацию
морского побережья (пруд с разбросанными по нему островками и
скалами).
В период
Нара стали популярны сады в китайском (корейском) стиле с причудливыми
ноздреватыми скалами, каменными фонтанами и мостиками. Во времена
Хэйан форма прудов при дворцовых парках стада более прихотливой,
устраивались многочисленные протоки между строениями, водопады,
ручейки, павильончики для рыбной ловли.
Обширные
площадки между главными строениями и прудом засыпались белым песком
и служили местом проведения различных церемоний. Развитие мистического
буддизма амидаистского направления отразилось и на архитектуре
дворцовых садов в стиле синдэн, служивших как бы земным отражением
красот «Чистой Земли» будды Амиды. Позже, в период Камакура, эта
тема развивалась и совершенствовалась; крупные пейзажные сады
(называемые цукияма) устраивались и при буддийских храмах, и при
резиденциях крупных аристократов. «Золотым веком» садов называют
период Мурома, когда в садовом искусстве стали применяться принципы
дзэнской эстетики и композиции. В 1339 г. Мусоо Сосэки (1275—1351),
один из крупнейших мастеров дзэн, превратил храм Сайходзи в дзэнский
монастырь и создал при нем знаменитый сад с 10 различными видами
(принцип дзюккёо, «10 миров»).

Тогда же
стали появляться малые сады-харинива; к ним относятся так называемые
«сады камней» (карэсансуй, буквально — «сухой поток камней») и
«сады мхов» и при других крупнейших дзэнских монастырях (Тэнрюдзи,
Рёндзи, Тоофукудзи, Дайсэнин и др.). Строго продуманная композиция
этих небольших по площади садов, превращала их ограниченное пространство
в миниатюрную модель Вселенной, вызывая у созерцателей множество
философских раздумий, ассоциаций и переживаний, связанных с ощущением
чистоты, спокойствия и безмолвия, составляющих сокровенную, непроявленную
суть бытия. Одним из принципов построения таких садов (да и дзэнского
искусства в целом) была пустота в дзэнском ее понимании.

Пустота —
это не просто отсутствие материальных предметов, а строго организованное
пространство, насыщенное внутренней энергией и гармонией. Такая
пустота — это трансцедентальный творческий принцип, это пространство,
в котором обитают существа высшего порядка, это — то, откуда возникает
мир явленный.
В этой связи
шедевром дзэнской архитектуры может служить сад и знаменитый «Золотой
павильон» («Кинкакудзи») при монастыре Рокуондзи в Киото, возведенный
при третьем сёгуне Асикага— Ёсимицу (1358—1408).

«Золотым»
этот павильон прозвали потому, что стены его снаружи были покрыты
тонкой золотой фольгой; это небольшое здание оставляло ощущение
неземной красоты. В 1950 г. один молодой монах сошел с ума от
вида этой красоты, ставшей для него наваждением, и, не в силах
этого выносить, он сжег прекрасное здание дотла. Этому сюжету
был посвящен роман «Золотой храм» известного японского писателя
Юкио Мисима. Павильон был полностью восстановлен в 1956 г.
|