• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Исторические личности


Ходзё Соун (1432-1519)

 

Ходзё Соун, рисунок периода Эдо

 

Ходзё Нагаудзи был известным военачальником конца периода Муромати. Благодаря удачной женитьбе и политическим интригам он смог стать полновластным хозяином провинций Суруга, Идзу и Сагами. Его происхождение остается неясным, но он вполне мог быть связан с Хэйдзи из Исэ, ибо поначалу носил имя Исэ Сиккуро.

 

Памятный знак в замке Такако, предполагаемом месте рождения Ходзё Соун

 

Впоследствии он женил своего сына Удзицуна на девушке из древней и знатной семьи Ходзё и взял себе эту фамилию, в первую очередь для престижа, а может быть, и для того, чтобы заявить о своих политических целях. Начатая им линия получила название Гоходзё, т.е. поздние Ходзё.

 

В годы Онин, около 1475 года,  Ходзё Нагаудзи бежал в провинцию Суруга и поступил на службу клану Имагава к своему родственнику Имагава Ёситада.

 

После смерти Ёситада в 1476 г. в разгоревшейся семейной сваре Синкуро поддержал своего племянника Ёситика, который в благодарность за помощь пожаловал ему замок Кококудзи, отряд самураев и право использовать иероглиф из своего имени. Теперь бывший послушник Синкуро был приближенным одного из сильнейших феодалов и комендантом замка по имени Исэ Нагаудзи. Случай продвинуться еще выше подвернулся в 1490 г., когда Асикага Тадамару, сын даймё соседней провинции Идзу, убил своего отца, мать и младшего брата, назначенного наследником. Недолго думая, Нагаудзи со своим отрядом окружил отцеубийцу в замке Хоригоэ, где тот и покончил с жизнью. Вассалы Асикага без больших сожалений присоединились к Нагаудзи, который унаследовал всю провинцию и взял себе старинную самурайскую фамилию Ходзё. Теперь взоры Нагаудзи притягивал расположенный неподалеку, в краю Сагами, замок Одавара.

 

Стратегически расположенный очень удачно, Одавара-дзё давал контроль над всей равниной Канто. Владел им молодой князь Омори Фудзиёри. Подружившись с ним, Нагаудзи однажды в 1495 году пригласил князя на оленью охоту, где и убил последнего. Так в 1495 г. Ходзё прибрали к своим рукам и провинцию Сагами.

 

Памятник Ходзё Соун на площади перед вокзалом г.Одавара

 

Искусная внешняя политика и хорошо обученная армия помогла наследникам Нагаудзи победить могущественный клан Уэсуги, двести лет владевший Канто, и к середине XVI в. расширить свои владения до восьми провинций.

 

Но этого Нагаудзи уже не увидел. На старости лет он принял монашество и стал зваться своим последним именем, Соун, что означает "Быстрое облако". Он скончался в 1519 г., оставив своему сыну любопытный семейный кодекс, известный как "21 правило Ходзё Соун".

 

Двадцать одно правило были написаны вскоре после того, как Ходзё Соун стал монахом, и являются отражением всего его жизненного опыта. Правила устанавливают поведение, нормы жизни простого воина и свидетельствуют о том, что их автор был хорошо знаком с низами общества. Спектр предлагаемых советов чрезвычайно широк: от призыва к изучению поэзии, овладению в совершенстве искусством верховой езды и запрета на игру в шахматы и го до наставлений, как лучше защищать дом и поддерживать в нем порядок. Правила пронизаны духом уверенности в себе, ставшей как следствием свойственной Ходзё Соун тщательности во всем, так и отражением его жизненного пути, на котором он достиг вершин власти.

 

Добившись вершин власти мечом, перешагивая через трупы, Соун тем не менее не ожесточился. Своими владениями он управлял просто и мудро, снизив налоги до необходимого минимума, справедливо разбирая конфликты между подданными и больше заботясь о благосостоянии своих вассалов, чем о собственном богатстве. Желая привлечь в Одавара как можно больше самураев, он снизил налоги с 1/2 до 2/5 урожая, да и вообще, в целом заботился о благосостоянии народа.

 

Ходзё Соун в монашестве, рисунок периода Эдо

 

Ходзё Соун, как и Асакура Тосикагэ, не заслужил особого почтения со стороны историков. И причина тому – беспощадность и жестокость кровожадного гэкокудзё-даймё,   с которыми он увеличивал свои земли и открывшего Эпоху воюющих провинций. Современники же восхищались его талантом полководца и администратора.

 

Могилы клана Ходзё в храме Соундзи в Хаконэ.

Справа налево: Соун, Удзицуна, Удзиясу, Удзимаса, Удзинао

 

Ходзё Соун, современный рисунок.

Из книги 100 Busho издательства Shinjinbutsu Oraisha.

 

Куросукэ Арисада

2002 г.