• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Исторические личности


Гото Мотоцугу (Матабэй) (1571-1615)

 

Гото Мотоцугу, рисунок Огата Дококу, XVIII в.

Из коллекции городского музея Фукуока

 

Гото Матабэй, известный также как Гото Мотоцугу, непревзойденный мастер копья, родился во 2 году эпохи Гэнки (1571 г.) в деревне Ямасита, уезда Касай, префектуры Хёго.

 

Его отец, Гото Мотокуни, был вассалам клана Бэссё. Когда в 1580 г. войска Тоётоми Хидэёси осадили замок Мики, цитадель клана Бэссё, Мотокуни пришел на помощь и погиб, защищая замок.


Мотокуни предвидел падение Бэссё, но не отказался от вызова, поскольку был верным вассалом. Однако он позаботился о судьбе своего сына.


В то время Матабэй, которого тогда звали Дзинтаро, было всего 6 лет. Отец поручил его заботе Курода Канбэй (Ёситака), который был вассалом Тоётоми.


Хидэёси во время движения к замку Мики узнал, что сын Мотокуни находится в замке у Канбэй. Он послал за мальчиком, и Дзинтаро привели в лагерь Хидэёси.


Хидэёси обратился к Дзинтаро:
"Твой отец - храбрый воин клана Бэссё. А ты наверняка хорошо знаешь устройство замка Мики. Если ты нам расскажешь, что знаешь, то получишь большую награду"


Он рассчитывал, что мальчик согласится, т.к. ему было всего 6 лет, однако Дзинтаро ответил:
"Мой отец находится в замке, окруженном врагами. Если я расскажу вам устройство замка, это приведет моего отца к поражению. Как вы можете просить меня об этом?!". Все, кто слышал ответ маленького мальчика, включая, Хидэёси, были восхищены его храбростью.


Когда Матабэй подрос, он стал участвовать в сражениях под руководством Курода Нагамаса, сына Курода Канбэй.


Во время вторжения в Корею, при штурме замка Чинджу (1593), Матабэй был первым воином, ворвавшимся в замок.


В другом эпизоде, когда армия Курода численностью всего 3тыс человек была осаждена в замке армией китайского генерала Джи Шенга, по численности в 10 раз превосходившей японцев, Матабэй придумал план спасения осажденных войск. Он послал небольшой отряд, который скрытно забрался на близлежащие горы и открыл огонь по тылам и флангам противника. Китайцы решили, что большие силы японцев подошли на выручку осажденным, спешно свернули осаду и ушли.


Позднее Матабэй отказался от вассалитета Курода, возмущенный переходом Курода на сторону Токугава. Он стал ронином и скитался по провинциям. Довольно долго он жил на родине в деревне Ямада, где проживал его дед.


Многие даймё хотели заполучить Матабэй на службу, но он отвечал отказом. Однако он изменил свое решение во время Осакской кампании 1615 года. Он откликнулся на призыв Катагири Кацумото и явился на защиту замка Осака от войск Токугава. Мотивом его решения вероятно была благодарность Хидэёси, который тепло относился к нему в детстве.

В зимней кампании он в качестве командира отряда участвовал в стычках с войсками Токугава.

 

Во время весенней кампании Токугава Иэясу тайно послал ему письмо, в котором писал:
"Если ты присоединишься к войскам Канто, я назначу тебя даймё клана Бансю. Разве это не будет для тебя разумным шагом - покинуть замок, который скоро падет и увидеть процветание свое и своих потомков?". Матабэй от предложения отказался. В битве при Тэннодзи в окрестностях Осака он сражался с великой храбростью и погиб в бою.

 

Памятник Гото Мотоцугу в парке Таматэяма в Осака

 

Т.к. Матабэй воспитывался в семье даймё, бывшего христианином, считается, что он тоже был христианином.

 

Гото Мотоцугу, современный рисунок

 

Гото Мотоцугу, современный рисунок.

Из книги 100 Busho издательства Shinjinbutsu Oraisha

 

Миннакири Дзёю

2009 г.
Цитаты в тексте - из перевода книги "История деревни Ямада" 1937 г