• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии


Три легендарных объединителя Японии: Нобунага, Хидэёси, Иэясу

 

Три легендарных объединителя Японии: Нобунага, Хидэёси, Иэясу

К середине XVI столетия в Японии было несколько центров сил. На востоке страны это были Уэсуги Кэнсин, Такэда Сингэн и клан Ходзё. На западе и юго-западе властвовали Мори Мотонари и Тёсокабэ Мототика. На Кюсю земли принадлежали кланам Симадзу и Отомо. Автор "неофициальной истории Японии" выделяет четыре наиболее сильных феодальных дома: Мори из провинции Аки, которые владели тринадцатью провинциями, что составляло шестую часть страны. Ходзё из провинции Идзу, владевшие восемью провинциями (Идзу, Сагами, Мусаси, Ава, Кадзуса, Симоса, Хитати, Симоцукэ). Такэда из Каи, хозяева пяти провинций (Каи, Синано, Хида, Суруга, Кодзукэ). Уэсуги из Этиго, хозяева четырёх провинций (Этиго, Эттю, Нота, Нога).

 

Мори мешало то, что их огромные владения были далеки от столицы. Армии Ходзё могли выйти к столице, лишь пройдя земли Уэсуги и Такэда. Кланы Такэда и Уэсуги воевали довольно долгое время, но после того как Такэда Сингэн взял провинцию Синано, боевые действия прекратились. Пожалуй, больше всего шансов на захват столицы было у клана Такэда, если бы не внезапная смерть главы дома.

Все те, кто хотел властвовать страной, собирались начать с захвата столицы. Столица была не только экономическим, культурным и политическим центром страны, но и, что важнее всего, резиденцией императора. Микадо в глазах простого народа - живой бог на земле. Все крупные феодалы выказывали почтение к императору, хотя чаще всего почтение было лишь внешним. Потому даймё, контролирующий Киото, имеющий возможность прикоснутся к божественному, становился избранником, отмеченным печатью неба.

 

Тоётоми Хидэёси (1536-1598)В первый день первой луны в деревне Накамура уезда Аити провинции Овари родился мальчик Хиёси Киносита. Его отец, Киносита Яэмон, служил простым пехотинцем в армии владельца Овари, даймё Ода Нобухидэ. Мать его была из деревни Гикосо того же уезда, но происходила из знатной семьи. Хиёси с детства был мал ростом, смугл, ловок, шустр, крайне некрасив. То, что он родился в год Обезьяны, а также его внешнее сходство с обезьяной бросалось в глаза, служило поводом для различных прозвищ. В детстве его звали кодзару (маленькая обезьянка), друзья звали его сару-сан (господин обезьяна), враги обзывали сару-мадзуй (безобразная обезьяна), а позднее и сару-кан (коронованная обезьяна). В детстве не отличался особенными способностями, усердием и прилежанием, но был известен чрезвычайной самоуверенностью. В пятнадцать лет, в 1551 году, ушёл из дома. На дороге его повстречал и подобрал Мацусита Кохэй, владелец небольшого замка, вассал даймё Имагава Ёсимото. Мацусита многое сделал для Хэёси, за что тот вспоминал его с благодарностью в течении всей жизни. Имагава, готовивший вторжение в Овари, заинтересовался новой моделью панциря, появившейся в армии Ода. Хиёси был отправлен в стан противника, чтобы этот панцирь добыть, но обратно уже не вернулся.

В течение жизни он неоднократно менял имя и фамилию. При рождении он был назван Хиёси, в шестнадцать лет взял имя Токити, а в двадцать шесть лет, женившись, назвался Хидэёси. От отца ему досталась фамилия Киносита, которую он впоследствии сменил на Хасиба, а затем император подарил ему знатную фамилию Тоётоми. Чтобы не возникло путаницы, я буду всё время называть его Тоётоми Хидэёси, так как наиболее известен в японской истории он стал именно под этим именем.Ода Нобунага (1539-1582)

 

В 1551 году умер сорока двух летний Ода Нобухидэ, владелец Овари. Его сыну, Ода Нобунага, тогда едва было восемнадцать лет. Был он среднего роста, хрупкого телосложения, голос имел высокий. Тем не менее, отличался ловкостью, выносливостью, купался в реке с сентября по март, дважды в день упражнялся в верховой езде, постоянно совершенствовался во владении различными видами оружия. Спал мало, в еде, вине и женщинах был умерен, даже аскетичен. Ему свойственно было честолюбие, высокомерие, скрытность, вспыльчивость, резкость в гневе, но и отходчивость. Оскорблений не прощал никогда и никому. В обращении был прост. Подчинённые его уважали и боялись. Презирал всех императоров, князей, богов, духов, демонов. Хотя и состоял в секте Нитирэн, но не верил в какие-либо суеверия, пророчества и знамения.

 

После смерти своего отца Нобунага спешно начал укреплять свои позиции. Для этого он обвинил в измене и казнил своего брата Нобуюки, а затем начал спокойно и методично уничтожать потенциальных противников в стане отца. Эта кровавая резня длилась семь лет и здорово перепугала его северного соседа, владельца провинции Мино, феодала Сайто Досан. Он сказал, что Ода Нобунага - "страшный и опасный человек, крайне неприятный сосед". Однако другой его сосед, Имагава Ёсимото, владелец Микава, Тотоми и Суруга, напуган не был. Он был абсолютно уверен, что поступит с Овари также, как когда-то поступил с провинцией Микава. (Микава была отобрана силой у Токугава Иэясу после того, как умер отец Иэясу, Мацудайра Хиротада).

 

Сразу после смерти Нобухидэ он напасть не смог, так как был на востоке атакован Ходзё Удзиясу. Спустя несколько лет при помощи Такэда, бывшего родственником Имагава, с Ходзё был заключён мир. Образовался тройственный союз Такэда, Имагава, Ходзё, скреплённый несколькими межклановыми браками. Когда Ода Нобунага исполнилось двадцать шесть, в его провинцию вторглось несколько десятков тысяч воинов под командованием Имагава Ёсимото. Впрочем, расчёты агрессора на лёгкую победу себя не оправдали. В ход пошли различные тактические приёмы, нередко используемые Нобунага и впоследствии. Маленькая, но хорошо вооружённая и обученная армия Ода проводила постоянные кавалерийские рейды в тыл, атаки малыми силами, использовала вражеских знамён для введения в заблуждение противника, нападала ночью и в непогоду (за пристрастие к атакам во время дождя Ода Нобунага был прозван "воин дождя"). В завершающей битве при Окахэдзама (1560) разбила его наголову. В этой битве был убит сам Имагава Ёсимото. После этой победы к Нобунага присоседился Иэясу Токугава, первый более менее серьёзный союзник.

 

Токугава Иэясу (1542-1616)В замке Киёсу два этих даймё встретились, заключили союз, скрепили его браком старшего сына Токугава Иэясу и дочерью Ода Нобунага. На этой же встрече была выработана стратегия совместных действий, указаны сферы боевых действий. Решили, что Токугава Иэясу будет сражаться с Имагава в провинциях Тотоми и Суруга, а Нобунага захватит земли на западе и юге (Мино, Оми, Исэ). В период с 1560 по 1564 выиграл битвы у кланов Такэда, Сайто, Асакура, Асаи и др. Победам над врагами он был обязан не только грубой военной силе, но и различного рода хитростям. Например, свою родную сестру он выдал за Асаи Нагамаса, чтобы она шпионила за ним. Именно она подала сигнал к атаке на замок своего мужа, послужив таким образом прямой причиной его смерти. Известна также следующая история: когда Ода Нобунага было пятнадцать лет, то его женили на десятилетней дочери даймё из Мино. Каждую ночь Нобунага уходил куда-то. На расспросы жены ответил, что сговорился с вассалами её отца, чтобы убить его. Она обо всём рассказала отцу и тот казнил "предателей". Так Ода Нобунага заставил своего противника собственноручно убить двух его верных вассалов.

 

В 1564 умёр сёгун Асикага Ёситэру, а также канрё (вице-сёгун) Миёси Тёкэй. Весть о смерти Ёситэру вызвала желание захватить власть у многих, но быстрее всех на эту ситуацию отреагировал именно Ода Нобунага. С пятьюдесятью тысячами воинов он занимает столицу и провозглашает сёгуном Асикага Ёсиаки, бывшего младшим братом Ёситэру. Он построил для сёгуна дворец Нидзёдзё. На строительстве этого дворца работало по двадцать пять тысяч человек в день, из-за нехватки камней ломали стены близлежащих домов, монастырей, алтарей и статуй. Дворец был построен в рекордный срок - три месяца. Сёгун уже не имел реальной власти, но в то время у хитрого главы дома Ода не хватало сил для того, чтобы справится с сильными врагами, потому он вынужден был выказывать преданность сёгуну. В 1573 году, спустя восемь лет, набрав сил, Нобунага низложил Ёсиаки и вообще ликвидировал институт сёгунов как таковой. После этого у него оставались ещё очень серьёзные противники - Мори на западе, Такэда на востоке, буддийские монастыри по всей стране. Монастыри являлись государствами в государстве, владеющими крупными землями, имеющими собственные армии, множество обученных боевых монахов, огромное влияние среди народа.Такэда Сингэн (1521-1573)

 

Именно монастыри нередко становились зачинщиками множества восстаний. Само собой разумеется, что Нобунага, не желавший делить власть с кем бы то ни было, рано или поздно должен был уничтожить их. Начал он с монастыря Энрякудзи, что располагался на горе Хиэй возле Киото. Основанный в VIII веке оплот секты Тэндай, он был старейшим и наиболее влиятельным в стране. В Тэндай состояло множество членов императорской фамилии, дворцовой аристократии, поэтому Энрякудзи фактически был проповедником и толкователем официальной религии. Даже наиболее преданные военачальники не выполнили приказа Ода, отказались от штурма буддийской святыни. Разъярённый Нобунага произнёс речь перед войсками, в которой назвал монахов злодеями, не выполняющими обетов, не читающими священных свитков, держащими наложниц, предающимися пороку и разврату. Кровопролитный штурм нескольких тысяч строений Энрякудзи увенчался успехом, "оплот дьявола" был сровнен с землей, всё население, включая женщин и детей, вырезано.

 

После уничтожения монастыря он продолжил объединение запада Хонсю. Тем временем на востоке Токугава Иэясу с трудом отбивался от Такэда Кацуёри, напавшего на провинцию Микава. Воинственность этого клана и его жадность до чужих земель нисколько не ослабла после смерти Такэда Сингэн. На этот раз яблоком раздора стал замок Нагасино, располагавшийся на границе их владений и являвшийся важным стратегическим плацдармом. Иэясу решил нанести упреждающий удар по противнику и осадил замок. Кацуёри с пятнадцатью тысячами воинов поспешил на помощь замку. После боя Токугава отступил и попросил помощи. Ода Нобунага без промедления выслал тридцать тысяч воинов на помощь союзнику. В битве при Нагасино (1575) союзные силы Ода и Токугава разгромили войско Такэда Кацуёри. Как же могло случится, что армия клана Такэда, одна из наиболее сильных и хорошо обученных, потерпела поражение?

 

На это есть несколько причин: Во-первых, Кацуёри хотя и был хорошим полководцем, но уступал умершему Сингэн. Во-вторых, противники Такэда имели численное превосходство. В-третьих, именно в этой битве Ода Нобунага впервые широко применил огнестрельное оружие. Сражение при Нагасино, в котором погибло огромное количество командиров с обеих сторон, показало преимущество отрядов стрелков по пятьсот человек перед кавалерией, столь любимой Такэда. Кстати, многие японские историки считают использование огнестрельного оружия на земле Японии и сожжение Энрякудзи исторической виной Ода Нобунага, перечёркивающей все его заслуги.

 

Уэсуги Кэнсин (1530-1578)Покончив с Такэда, Нобунага отдал Иэясу провинции Тотоми и Суруга и стал готовится к боям с самым крупным феодалом той эпохи Мори Тэрумото. Мори Тэрумото, возглавившему клан после смерти Мори Мотонари, принадлежало десять провинций на западе Хонсю, что составляло шестую часть страны. В Биттю был отправлен Тоётоми Хидэёси с двадцатью тысячами воинов. Поняв, что Мори сильнее его, Хидэёси запросил помощи у своего господина. В направленном им к Нобунага письме была просьба выслать тридцать тысяч бойцов и обещание разгромить Мори, и прислать голову Мори Тэрумото. Но Ода Нобунага отправился в Киото, затем собирался в Сакаи, а лишь потом к месту боевых действий. Есть сведенья, что он хотел поделить шестьдесят провинций между тремя сыновьями и отправиться завоевывать Китай, но его мечтам не суждено было сбыться. Получив это письмо, он приказал своему вассалу Акэти Мицухидэ собрать войско и идти на помощь к Тоётоми, а сам заночевал в Киото, взяв почему-то вместо нескольких тысяч телохранителей, обычно сопровождавших его, всего сотню.

Акэти Мицухидэ собрал войска и обратился к ним с речью:

"Мы не пойдём в Биттю. Ода Нобунага остановился на ночлёг в храме Хоннодзи на пятой улице. Я давно испытываю кровную обиду и теперь решил атаковать храм и убить его там. Таково моё решение и вам надлежит следовать ему."

 

Акэти приказал одеть на лошадей мягкие сапожки и вообще соблюдать полную тишину. Пройдя к храму, его люди ворвались во внутренний двор и завязали там бой. Услышав шум, Ода Нобунага одел белое праздничное кимоно, взял оружие, вышел на галерею и заорал:

"Вы из отряда Акэти! Вон отсюда, неблагодарные твари! Всех расстреляю!"

 

Печать Ода Нобунага

Увидев, что его не слушают, он вернулся в дом и сделал себе сэппуку. Так окончилось его семнадцатилетнее правление. Человек, на чьей личной печати было выгравировано "империей правит сила", погиб в результате предательства.

 

Причин, побудивших Акэти Мицухидэ к подобным действиям, историки называют немало. Пишут, что мать Мицухидэ была заложницей у Хатано Хидэхару, что, невзирая на уговоры Акэти, Ода Нобунага атаковал и убил Хидэхару, из-за чего она и погибла. Нобунага также оскорбил Акэти, когда тот высказал протест против пышных приёмов в честь Токугава Иэясу. Кроме того, когда Акэти собирал войска для Тоётоми, его провинция Тамба и уезд Сига в провинции Оми были отданы Ода Нобутака, сыну Нобунага. Взамен Акэти обещали провинции Ивами и Идзумо на Хонсю, которые ещё даже не были отвоёваны. Таким образом, существует версия о "загнанной мыши, кусающей кошку". Но вероятнее всего все эти причины были второстепенными, а Акэти Мицухидэ просто хотел устроить переворот с целью захвата власти.

 

Такигава КадзумасуАкэти рассчитывал на то, что все сподвижники убитого далеко от столицы. Тоётоми Хидэёси был в Биттю, его Акэти хотел зажать между своими силами и войсками Мори. Сибата Кацуиэ дрался с Уэсуги Кагэкацу в провинции Эттю. Такигава Кадзумасу был в провинции Кодзука. Нива Нагахидэ вместе с Ода Нобутака (младший сын Нобунага) были в Осака, где готовились идти на Сикоку против Тэсокабэ. Токугава Иэясу в результате интриг Мицухидэ оказался в Сакаи. (Иэясу был большим любителем нового обряда чайной церемонии, а потому внял совету посетить такую церемонию в Сакаи). Отправившись навстречу своему господину в Киото, в дороге он узнал о смерти своего господина, хотел тут же броситься в неравный бой или сделать себе сэппуку, но его отговорили (хотя последнее может быть выдумкой его историографов). Он спешно отправился в свои восточные владения через провинции Ига и Исэ, охваченные восстанием, чтобы собрать войска для похода на столицу. Акэти предполагал, что его возьмут в районе Яманага, провинции Ига, через которую он возвращался. Друг Токугава, Анаяма Байсэцу, ехавший со своим отрядом по соседней дороге, был убит. Сам Токугава едва избежал ловушки и добрался домой. Четвёртого июня он двинул войска в столицу.

 

После этого убийства Акэти отправил гонца к Кобаякава Такакагэ, дяде Мори Тэрумото с известием о смерти Ода Нобунага. В письме указывалось, что 1 июня в Киото убит Ода Нобунага, убит также его старший сын, что Акэти Мицухидэ готов поднять знамя Асикага Ёсиаки, друга Мори Тэрумото, прятавшегося в его владениях, где как раз и был Тоётоми Хидэёси. Упоминалось, что Акэти рассчитывает на поддержку Мори, Кобаякава, Уэсуги. Но 3 июня 1582 года гонец из-за темноты сбился с пути и попал в лагерь Тоётоми. (Хотя есть версия, что гонец был послан к Хидэёси кем-то из друзей Нобунага). Тоётоми Хидэёси был другом Ода Нобунага и искренне скорбел по нему, но всё же не мог не заметить тех возможностей, которые открывала его смерть. Начинавший простым асигару, теперь он получил шанс править страной.

 

Акэти Мицухидэ (1526 -1582)Курода Ёситака, хромой сподвижник Хидэёси, уговорил его заключить перемирие с Мори и начать поход на столицу. Тоётоми Хидэёси спешно приказал выстроить дамбу высотой в шесть метров возле осаждённого замка Такамацу. После весьма кстати прошедшего ливня замок оказался под угрозой затопления. Он объявил Мори, ничего не подозревающим о смерти Ода Нобунага, что сохранит жизнь их людям, если глава дома сделает себе сэппуку. Замок сдался, а Симидзу Мунэхару совершил сэппуку.

Мори Тэрумото узнал о смерти Ода Нобунага через день после подписания мирного договора. Поняв, что был обманут, он даже хотел аннулировать договор и бросится в погоню за ушедшим к столице Тоётоми, но Кобаякава отговорил его от этой бесплодной затеи. Тем временем взбешённый Хидэёси скакал так быстро, что оторвался от эскорта и попал в ловушку. Какие-то люди, переодетые ремонтниками. Кинулись на него с воплями: "Мы твою голову Акэти отнесём!" Увидев в рисовом поле тропинку, Хидэёси кинулся туда, затем спешился и ткнул лошадь ножом.

 

Взбесившийся конь раскидал преследователей, а Хидэёси воспользовался моментом и добрался по тропинке до небольшого храма. Там он разделся, обрил голову и вошёл в баню, смешавшись с толпой. Пока убийцы искали его среди монахов, подоспел эскорт, перебивший наёмников. Переночевав в храме, он двинулся дальше, проходя в день по восемьдесят километров. В Сэтцу к нему присоединились Ода Нобутака, Нива Нагахидэ, Икэда Цунэоки. Тоётоми Хидэёси роздал войскам всё золото, серебро и рис замка Химэдзу. Тем временем Акэти взял главную цитадель Ода - замок Адзути в провинции Оми. Раздал армии захваченное имущество и, вернувшись в столицу, отправил гонца к Уэсуги Кагэкацу.

 

В районе Ямадзаки в пятнадцати километрах юго-западнее столицы 12 июня 1582 года встретились армии Тоётоми Хидэёси и Акэти Мицухидэ. У Тоётоми было сорок тысяч человек, у Акэти шестнадцать тысяч, а у союзников Акэти ещё пять тысяч. Шёл дождь. Акэти попытался захватить гору Тэннодзан на правом фланге, чтобы прикрыть продвижение своих войск в ущелье по центру. Мощный контрудар по флангу привёл к окружению сил Акэти. Цуцуи Дзюнкэй, на которого очень рассчитывал Акэти, предал его и увёл свои войска. Разгромленный в пух и прах Мицухидэ отступил в замок Сэрю, откуда ночью попытался бежать в Сакэмото, но по дороге был схвачен и убит. Его голову Тоётоми Хидэёси выставил на развалинах храма Хоннодзи в назидание врагам.

 

Спустя две недели, 27 июня 1582 года было собрано совещание в Киёсу, фамильном замке Ода Нобунага. На нем присутствовали Тоётоми Хидэёси, Сибата Кацуиэ, Нива Нагахидэ, Икэда Цунэоки. Решался вопрос о преёмнике. Сибата Кацуиэ хотел отдать власть Ода Нобутака, младшему сыну Нобунага, так как был с ним тесно связан. Это позволило бы укрепить позиции Сибата и ослабить Тоётоми. Здесь надо заметить, что из трёх сыновей своего господина (Нобутада, Нобукацу, Нобутака) Хидэёси больше всего любил старшего, Ода Нобутада, но он погиб вскоре после смерти отца. (Нобутада был окружён превосходящими силами Акэти Мицухидэ в замке. Отослав своего сына с верным вассалом Маэда Сэнъи, он сделал себе сэппуку.) Воспользовавшись тем, что между средним и младшим братьями разгорелась ссора, Тоётоми Хидэёси провозгласил преемником внука Ода Нобунага, сына Нобутада, трёхлетнего Самбоси. (Самбоси станет известен под именем Ода Хидэнобу). Затем Хидэёси притворился больным и покинул зал. Чтобы не обострять отношений, Нива Нагахидэ вынужден был согласиться.

 

Там же делили землю. Нобукацу присоединил к своей провинции Исэ провинцию Овари. Нобутака досталась провинция Мино. Больше всех получил, разумеется Хидэёси, который к своей Харима добавил провинции Ямасиро, Кавати, Авадзи, Тамба. Впрочем, он уступил Сибата Кацуиэ замок Нагахама в Оми. Осака достался Икэда Цунэоки, молочному брату Ода Нобунага.

В октябре 1582 вОда Нобутада (сын Нобунага) храме Дайтокудзи вместо сгоревших останков Ода Нобунага хоронят статую Будды, искусно выполненную из дорогих пород дерева и золота. Император Огимати посмертно присваивает Нобунага звание дайдзё-дайдзин (первый министр). Тоётоми Хидэёси устраивает очень пышные похороны, тем самым не только выказав почтение своему мёртвому господину, но и заявив о себе, как о продолжателе его дела.

 

Воплощение в гравюре  известной японской поговорки об объединении Японии: "Нобунага и Мицухидэ намололи рисовой муки, Хидэёси замесил тесто, а Иэясу съел получившийся пирог".К 1583 году Ода Нобутака, Сибата Кацуиэ, Такигава Кадзумасу, Тёсокабэ Мототика, Мори Тэрумото создают коалицию против Тоётоми Хидэёси. Их поддерживают мятежные крестьяне и монахи провинции Каи. Хидэёси наносит упреждающий удар по замку Нагахама, который он некогда отдал Сибата Кацуиэ, и берет его. В январе 1583 года он разбивает войска Такигава Кадзумасу в провинции Исэ, но его расчёт на то, что действия Сибата будут скованы сильным снегом на перевалах не оправдывается. Сибата Кацуиэ преодолевает заносы и появляется в Оми. Тем временем Нобутака атакует замок в Огаки и положение становится угрожающим. Не добив Такигаву Кадзумасу, Тоётоми спешно возвращается. Сибата с помощью предателя Ямадзи Согэн узнаёт, что севернее озера Бива есть слабое место в укреплениях Тоётоми - форт в Сидзугадакэ. Войска Сакума Моримаса, племянника Сибата Кацуиэ, берут форт. Узнав о прорыве противника, Тоётоми Хидэёси с группой молодых буси спешно отправляется туда. Пройдя ночью пятьдесят километров за пять часов люди Хидэёси (около двадцати тысяч) обрушиваются на Моримаса и побеждают его.

 

Спустя три дня Сибата Кацуиэ был окружён в замке в Китаносё. Он отправляет трёх своих дочерей к Тоётоми Хидэёси, который обещал их не трогать. Его жена, а также вассалы отказываются от предложения Сибата сдаться. (Его жена Оити была сестрой Ода Нобунага. Когда-то брат выдал её за Асаи Нагамаса, она шпионила за мужем и, подав сигнал к атаке на его замок, послужила причиной его гибели. За Сибата же Оити шпионить отказалась. На предложение своего мужа покинуть осаждённый замок ответила, что должна была погибнуть вместе со своим первым мужем). Ночью они устраивают пир. Громкие радостные голоса, яркое освещение и музыка вызывают некоторое удивление в лагере осаждающих. Утром осаждённые поджигают замок и совершают сэппуку. Всего погибает около восьмидесяти человек, в том числе женщины и дети.

 

В результате сложных комбинаций и множества стычек коалиция была разгромлена. Земли Сибата достаются Нива Нагахидэ. Нобутака отправляют в монастырь, где он совершает сэппуку. Законного наследника Самбоси отправляют в Гифу, выделяют ему доход в триста тысяч коку и забывают про него.

 

Токугава Иэясу стал сёгуном в марте 1603, спустя два года после Сэкигахара.

 

Три легендарных объединителя Японии (сверху вниз): Токугава Иэясу, Тоётоми Хидэёси, Ода Нобунага.
Часть триптиха Тиканобу Тоёхара, 1897 г.
 

 


Миннакири Кайси

2006 г.