• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Всякое-разное о Японии
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии


Гербы Ода Нобунага

 

Портрет Ода Нобунага кисти иезуитского художника Giovanni Niccolo, конец XVI в.


Сегодня Ода Нобунага является одним из самых известных персонажей периода Сэнгоку Дзидай. И, как следствие, люди, интересующиеся историей феодальной Японии, привыкли к тому, что гербом (мон) Ода Нобунага выступает пятилепестковый цветок. Но был ли этот герб единственным у рода Ода – попробуем разобраться в этой заметке.


Итак, вспоминая историю рода Ода, стоит отметить, что, согласно легенде, которую поддерживал сам Ода Нобунага, история рода началась с Тайра Сигэмори. Этим Нобунага частенько противопоставлял себя остальным влиятельным князьям, которые гордились своей родословной, возводимой к предкам из рода Минамото, которые в свою очередь, дали Японии первый сёгунат Минамото. Однако, в настоящее время нет четких доказательств этому утверждению и оно так и остается в разряде легенд.


В период Намбокутё (1336-1392 гг.) владения рода Ода располагались не в провинции Овари, а в провинции Этидзэн, где представители Ода выполняли функции заместителей губернаторов – выходцев из рода Сиба. Когда род Сиба был направлен для управления в провинцию Овари, род Ода последовал за ними и обосновался там же.


В результате потери рычагов управления сёгунатом и активного процесса «гэкокудзё» («низшие повергают высших»), род Сиба пришел в упадок, а реальную власть в провинции Овари захватил род Ода. Во время войны Онин (1467-1477 гг.) род Ода из-за политических разногласий внутри семьи разделился на две враждующие группировки – Ода Исэ и Ода Ямасиро. Конец внутриклановой вражде положил Ода Нобунага, окончательно объединив род под единым знаменем. Смерть Оды Нобунага послужила причиной потери власти и авторитета клана Ода. Многие сыновья Нобунага погибли в междоусобице. В период Эдо, род Ода продолжал существовать в качестве разрозненных семей, которые получили от сёгуната Токугава в управление небольшие земельные наделы – Тэндо-хан в провинции Муцу (с доходом в 20000 коку риса), Янагимото-хан в провинции Ямато (с доходом в 10000 коку риса), Кайдзю-хан в провинции Ямато (с доходом в 10000 коку риса) и Каибара-хан в провинции Тамба (с доходом в 20000 коку риса).


Самым известным гербом рода Ода был пятилепестковый цветок «Ода бокэ» (в другой версии – «Ода мокко»).

 

Герб «Ода мокко»

 

Много копий было сломано в вопросе принадлежности этого цветка – разные ученые утверждали, что это цветок лесного растения, айвы и даже манго (хотя это растение не росло в Японии в средние века). Сейчас, наиболее распространенной версией считается та, согласно которой «Ода бокэ» изображает цветок японской тыквы (есть версия, что «Ода бокэ» изображает цветок японского растения мокко - разновидность японской дыни, похожего на цветок сливы, но не имеющего отношения к нему). В исторических работах также упоминаются такие версии происхождения «Ода бокэ» как: а) изображение известного китайского символа аристократии периода Тан б) изображение птичьего гнезда в) изображение цветка тыквы в обрамлении пяти кусков разрезанной дыни. В целом, все указанные символы носят характер объединительных для клана, что было немаловажно для семьи, которая пережила длительный период внутренней раздробленности. Именно под знаменами с изображением «Ода бокэ» Ода Нобунага чаще всего выступал в битву.


Другим известным моном рода Ода было изображение маленькой бабочки «Агэхатё».

 

Герб «Агэхатё»

 

Именно этот мон символизировал связь семьи Ода с родом Тайра, которые использовали данный символ в качестве своего основного герба. Изображение бабочки в средние века в Японии символизировало взгляд на 4 стороны света, то есть постоянную готовность к непредвиденному, однако, считается, что Нобунага изображал на своих знаменах бабочку, взгляд которой, был направлен строго вперед, что символизировало целеустремленность в достижении поставленной задачи. Кроме того, мон в виде бабочки «Агэхатё» был дарован одному из вассалов Нобунаги – Икэда Цунэоки.


Гербы «Госангири» и «Мару ни нихикирё» были дарованы Нобунага в качестве награды сёгуном Асикага Ёсиаки. Мон «Госангири» является древним символом аристократии в Японии, он изображает цветы павловнии (Paulownia) и часто использовался представителями крупного феодального рода периода Хэйан – Фудзивара.

 

Герб «Госангири»

 

Традиция дарения подобного герба за особые заслуги имела место на протяжении всего японского средневековья. Гербы «Госангири» и «Мару ни нихикирё» обычно использовались теми семьями, где прослеживалась четкая семейная связь с родом сёгунов Асикага, этими гербами владели такие известные рода японского средневековья как Сиба (сюзерены рода Ода) и Имагава. Летопись «Кансэй Тёсю Сёкафу» утверждает, что данные гербы были пожалованы Нобунага в 1568 году сёгуном Асикага Ёсиаки после покорения столицы.

 

Герб «Мару ни нихикирё»

 

На самом известном портрете Оды Нобунага, хранящемся в коллекции буддийского храма Тёкодзи, на одежде последнего изображен именно мон «Госангири».

 

Портрет Ода Нобунага работы Кано Мотохидэ


Позднее, этот герб, вместе с аристократической фамилией «Тоётоми» был пожалован императором Хасибе Хидэёси, которого мы знаем как Тоётоми Хидэёси. Сегодня, изображении цветов павловнии используется в официальной печати премьер-министра Японии.


Еще одним гербом, используемым Нобунагой, был цветок хризантемы с 16 лепестками «Дзюроку Ёгику» (в другом варианте «Дзюроку Кику»).

 

Герб «Дзюроку Ёгику»

 

Данный мон, как герб рода Ода, упоминается только в одном источнике – в летописи «Кансэй Тёсю Сёкафу». Исходя из того, что хризантема с 17 лепестками является символом Императорской семьи Японии, даровать такой мон мог только Император. Однако, в настоящее время, отсутствуют сведения о подобном даре со стороны Императорского дома Ода Нобунага. На изобразительных источниках этот мон присутствует только в одном изображении – на картине посвященной битве при Нагасино, где боевой штандарт «умадзируси» с рельефной позолоченной хризантемой виден в рядах воинов Нобунага.

 

Фрагмент ширмы "Битва при Нагасино".

В центре на шесте умадзируси в виде трех золотых кругов,

верхний круг - стилизованное изображение хризантемы с 16 лепестками.

 

Гербы «Эйраку Цухо» и «Мумодзи» использовались Нобунага несколько чаще. Мон «Эйраку Цухо» («сокровище Эйраку» - «вечное счастье через богатство») представляет из себя схематическое изображение монеты, а иногда трех монет, считается что он символизировал политику объединения японских земель силой оружия и последующего процветания страны под единым правлением («Тэнка фубу»).

 

Герб «Эйраку Цухо»

 

Воины с флагами с гербом «Эйраку Цухо»,

фрагмент ширмы "Битва при Нагасино"

 

Герб «Мумодзи» трактуется как «пустой знак». Этот герб также изображен на упомянутой картине битвы при Нагасино.

 

Герб «Мумодзи»

 

Считается, что «Мумодзи» относиться к дзен-буддизму, подобный мотив использовали такие полководцы, как Уэсуги Кэнсин, Катакура Кагэцуна, Сэнгоку Хидэхиса и Ходзё Удзинао. Возможно, это отсылка к Дайрокутэн Мао («Королю-демону шестого неба»), в буддийской мифологии божеству, мешающему буддистам на пути познания. Согласно записям католического священника Луиша Фроиша, Нобунага иногда сам себя называл Дайрокутэн Мао.


Такое обилие гербов в роде Ода, является четким символом концентрации большой политической и военной власти в руках Ода Нобунага. Стоит обратить внимание на тот факт, что многие гербы, такие как «Госангири» и «Нихикирё» были получены Нобунага от сёгуна, а «Дзюроку Ёгику» от самого Императора, что поднимало авторитет Нобунаги на недосягаемую высоту. Данные гербы были четким политическим посылом Нобунаги его оппонентам – власть над страной сосредоточена в руках одного человека и этот человек – Ода Нобунага, за которым стояла мощная политическая, экономическая и военная поддержка.


Именно для поддержания своего авторитета, Нобунага заказывает свой самый известный портрет у знаменитого художника периода Адзути-Момояма - Кано Мотохидэ, где на его одежде изображен мон «Госангири». Этот портрет демонстрировал зрителю власть и авторитет Нобунага, который официально использовал мон сёгунского окружения. Таким образом, семь гербов Ода Нобунага использовал не просто как символ своего рода, а как знак могущества, перед которым должны были трепетать противники, превратив даже простое изображение на знамени в оружие!


Владимир Сторожук,
КИР «Самураи Симадзу»
https://vk.com/club40187114
Дополнения - Елена Ефимова

Редактура - Ивакири Дзёю
август 2020