• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Всякое-разное о Японии
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии


Фигуры сятихоко в замковой архитектуре

 

 

В японской мифологии довольно много персонажей «заимствованных» из других стран, в частности из Кореи, Китая и Индии. К ним относится и сятихоко, мифическое существо с телом рыбы и головой то ли тигра, то ли льва. Прототипом сятихоко послужил китайский дракон Чивэнь, один из 9 сыновей царя драконов Лун-вана. Чивэнь традиционно изображался с телом рыбы, головой дракона и задранным хвостом. Его помещали на коньках крыш различных строений. Чивень как бы проглатывает балку конька, считалось что тем самым он «проглатывает» любое негативное влияние на владельцев жилища.

 


Чивень на крыше Зала Трёх Императоров в храме Чанчунь, г. Ухань

 


Чивень в парке г.Гуанджоу и в храме на священной горе Эмэйшань


В одном из японских мифов сятихоко фигурируют в качестве охранителей Закона Моря, приставленных к киту. Если кит в нарушение Закона начинает «есть большую рыбу», сятихоко забираются к нему в пасть и жалят его ядовитыми иглами, которыми покрыто их тело. Также в фольклоре сятихоко считается оборотнем, который может превращаться в тигра.


В архитектурном варианте сятихоко предстает практически копией своего «предка» Чивеня, однако лишившегося драконьих «рожек» и с несколько иной формой головы.


Касательно морфологии сятихоко существуют некоторые разночтения. В качестве «донора» тела фигурируют и касатка, и дельфин, и карп. Голова, как считается, у него от тигра, однако визуально она часто больше похожа на традиционный китайский вариант изображения льва.


Сятихоко изготавливали из глины, дерева, бронзы или камня. Их крепили с обоих боков главной балки крыши в качестве украшений-оберегов. По одной из легенд, сятихоко способны вызвать дождь, поэтому им приписывали защиту от пожаров. При тотальном доминировании деревянного зодчества в Японии пожары были главной угрозой и довольно частым явлением.

 

Бронзовый сятихоко замка Коти


Иногда эти скульптуры покрывали золотом, в этом случае они называются кинсяти. Позолоченные сятихоко считались более надежными защитниками и к тому же они демонстрировали статус владельца дома.

 

Кинсяти замка Осака

 

Кинсяти замка Нагоя

 

Кинсяти замка Окаяма


До XVI в. сятихоко в основном присутствуют в храмовых или частных постройках. Впервые в замковой архитектуре сятихоко появляются в замке Адзути (1579 г.). В этой цитадели Ода Нобунага впервые был построен донжон тэнсюкаку в виде многоэтажной башни, что стало стандартом практически для всех последующих замков.


Сятихоко периодически заменяли, в результате в разное время замки могли иметь разные варианты таких фигур. В настоящее время даже на сохранившихся замках в основном установлены современные копии сятихоко.


Варианты сятихоко донжона замка Химэдзи. Слева направо: эпоха Эдо, эпоха Мэйдзи, эпоха Сёва

 


Первоначальные каменные фигуры сятихоко с крыши замка Маруока

 

Покрытые медью сятихоко замка Мацуэ. Были заменены при реконструкции 1950х годов


Как правило, сятихоко расположены на крыше донжона и других башен замка. Однако в редких случаях эти фигуры могли быть помещены и на ворота.

 

Сохранившиеся ворота Сятиномон (1838 г.) в замке Сага


Обычно на крыше всего два сятихоко, но в замке Сибата крыша донжона необычной формы и у него сразу три фигуры сятихоко.

 


Донжон замка Сибата


История с замком Инуяма показывает, что сятихоко в качестве оберега действительно работают. В 2017 г. в донжон попала молния и разрушила одну из фигур сятихоко, установленную при реконструкции 1964 г. В данном случае, можно сказать, сятихоко спас замок, приняв удар на себя.


Донжон замка Инуяма в 2017 г. после попадания молнии

 

Ивакири Дзёю

май 2021 г.