• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Всякое-разное о Японии
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии

 

Компоновка дворов замков позднего периода

 

 

Отдельные, как правило огороженные площадки внутри замка принято называть дворами. Для японских замков используются термины "мару", "курува" или "каку" (последний в основном для ранних замков). Смысл дворов замка - создание дополнительных линий обороны.


В данной статье мы рассмотрим компоновку основных дворов поздних замков, середины XVI - конца XVII в. В основном это относится к равнинному типу хирадзиро, хотя некоторые варианты применялись и в равнинно-горных хираямадзиро, и даже в горных ямадзиро.


Как правило, замок имел не менее трех дворов, очень редко число ограничивалось двумя. Основные дворы замка: главный двор хоммару (здесь располагался донжон тэнсюкаку), второй двор ниномару и третий двор санномару. Развитые замки имели намного больше дворов. Общее название дворов за пределами основных трех - сотогурува или согурува ("внешние дворы"). В каждом конкретном замке внешние и даже основные дворы (кроме главного хоммару) могли иметь собственные имена. Например, Хигасиномару ("восточный двор") или Сакурагурува ("двор сакуры") и т.д.


Главный двор хоммару в разных источниках называется по-разному. Существовали синонимичные термины итиногурува, хонгурува, итиномару, хондзё, мидзё, сюкаку и другие. Иногда внутри главного двора хоммару в качестве дополнительной защиты строился небольшой двор тэнсюгурува, специально для донжона тэнсюкаку.


Как правило, дворы замка отделялись друг от друга земляными валами доруй или каменными стенами исигаки, деревянными или глинобитными стенами хэй, рвами (сухими карабори или наполненными водой мидзубори) и их комбинациями. В редких случаях четкой границы между дворами не существовало, и различить их можно было только на плане, чаще всего это относилось к внешним дворам сотогурува. Переходы между дворами защищались воротами различного типа, включая барбаканные комплексы масугата.


Для обозначения планировки дворов замка в Японии используется термин "навабари". Он буквально переводится как "огораживать веревкой", т.к. раньше перед строительством веревкой размечали расположение будущих построек. Существовало несколько типичных компоновок трех основных дворов японского замка.


1. Ринкакусики. Хоммару - в центре, его охватывает ниномару, а вокруг ниномару располагается санномару.

 

 

Казалось бы, этот самый защищенный вариант для хоммару и должен был быть самым распространенным. Однако замков с такой компоновкой на самом деле было не так много. Причин может быть несколько, и основная - экономическая. В этом варианте протяженность стен и рвов максимальная, а значит, весьма значительны и затраты на их постройку.


Примеры - замки Ямагата, Мацумото, Осака, Сидзуока.

 

План замка Осака на момент осады 1614 г. Рисунок периода Эдо


Иногда в ринкакусики выделяют подвид - энкакусики. В этом варианте ниномару и санномару охватывают хоммару кольцами. Пример - замок Танака.

 

Основные дворы замка Танака. Рисунок периода Эдо

 

2. Рэнкакусики. Хоммару - в центре, ниномару и санномару - по обе стороны от него.

 

 

Такая планировка давала уже меньшую защиту для главного двора, но требовала и меньше ресурсов.


Примеры - замки Мито, Нагаока.

 

Основные дворы замка Нагаока. Фрагмент плана замка из сборника «Сёхо Сиро Эдзу», 1640-е гг.

 

Основные дворы замка Мито. Рисунок периода Эдо

 

3. Хэйкакусики. Хоммару и ниномару расположены рядом, а санномару выстроен вокруг них.

 


 

Примеры - замки Огаки, Симабара, Фунай.

 

Основные дворы замка Огаки. Рисунок периода Эдо

 

Основные дворы замка Симабара. Рисунок периода Эдо

 

4. Тэйкакусики (хасигокакусики). Дословный перевод - "стиль дворов в виде лестницы". Действительно, эта компоновка напоминала ступени лестницы, особенно в горных замках. Хоммару находился на вершине, а ниномару и санномару были расположены ниже уступами. Однако подобный стиль встречался и среди хирадзиро. В этом случает ниномару и санномару либо последовательно охватывали хоммару подковами, либо расходились от хоммару сектором. При хасигокакусики хоммару имел не защищенную другими дворами сторону: с этой стороны обычно располагались естественные препятствия - обрыв, скала, озеро или море.

 


 

Примеры - замки Окаяма, Нагоя, Кумамото, Уэда, Айдзувакамацу, Инуяма, Иияма, Оцу, Дзедзе.


Основные дворы замка Иияма. Фрагмент плана замка из сборника «Сёхо Сиро Эдзу», 1640-е гг.

 

Основные дворы замка Кумамото. Рисунок периода Эдо

 

Основные дворы замка Дзедзе. Фрагмент плана замка из сборника «Сёхо Сиро Эдзу», 1640-е гг.

 

5. Какакусики. Дословно "стиль дворов в виде спирали". Ниномару и санномару закручены спиралью вокруг хоммару.

 


Примеры - замки Эдо, Химэдзи, Маругамэ.

 

Основные дворы замка Маругамэ. Фрагмент плана замка из сборника «Сёхо Сиро Эдзу», 1640-е гг.

 

Некоторые исследователи выделяют еще один стиль, кайкакусики, при котором хоммару располагается на возвышенности, а остальные дворы опоясывают его нижними ярусами. Хотя этот тип видится скорее комбинацией вышеупомянутых стилей. К нему в том числе относят замки Кумамото, Химэдзи и Маругамэ.


Стоит оговориться, что часто в замках невозможно точно определить тип компоновки: встречается смешение стилей или неясные конфигурации. Особенно часто такое происходит, когда планировка замка вписывается в существующий сложный рельеф местности.

 

Ивакири Дзёю, июль 2022 г

редактура/корректура - Фрадкина Виктория