Мосты
японских замков
Толкований
знакомого нам с детства общеупотребимого слова "мост"
существует несколько. В Толковом словаре русского языка Ушакова
приводится следующее объяснение: "мост - это сооружение,
соединяющее два пункта на земной поверхности, разделенные водою,
рвом или каким-нибудь другим препятствием и дающее возможность
сообщаться между ними". И оно как нельзя лучше подходит к
описанию мостов как части фортификационных сооружений японских
замков. Мосты в японских замках прежде всего были призваны соединять
"берега" рвов
(как сухих карабори, так и наполненных водой мидзубори),
а также служили способом соединить складки местности, как естественные,
так и рукотворные.
В подавляющем большинстве случаев мосты японских замков изготовлялись
из дерева, случаи каменных мостов единичны и относятся уже к концу
эпохи Эдо, до наших дней сохранился всего один - в замке Фукуэ
на одноимённом острове западнее острова Сикоку.
Каменный
мост в замке Фукуэ (Исида), ок. 1863 г.
Единственным исключением можно считать насыпные мосты добаси
(буквально "земляной мост"), однако это скорее земляные
дамбы, выполнявшие функции мостов. Добаси возникали и "естественным"
путем, когда при отрыве рва просто оставляли перемычку, соединяющую
различные "берега". Наиболее распространены добаси
были в горных замках. Насыпные мосты выполняли еще одну важную
фортификационную функцию - они препятствовали свободному перемещению
противника по рву, особенно это касалось сухих рвов карабори.
Насыпной
мост добаси в замке
Осака
Насыпной мост добаси в замке Ямагата
Остатки моста добаси в замке Акутагаваяма
Остатки
моста добаси в замке Когурао
Деревянные мосты были представлены несколькими типами, отличавшимися
как по архитектурному признаку, так и по техническом особенностям.
Самый простой мост назывался хирабаси (другой вариант чтения
- хирахаси), он представлял собой плоский настил из досок.
Реконструированный
мост хирабаси в замке Ямагата
Реконструированный мост хирабаси в замке
Нидзё
Другой вариант постоянного мостового соединения - аркообразный
мост сорибаси. В сорибаси "изгиб" моста
мог быть как почти не заметным, так и весьма значительным.
Реконструированный
мост Итинобаси в замке Вакаяма. Тип - сорибаси.
Реконструированный мост Сумиёсибаси в замке
Одавара. Тип - сорибаси.
Хирабаси и сорибаси являлись основным типом замковых
мостов. В случае опасности вторжения они часто поджигались защитниками
при помощи связок хвороста и масла.
Существовал еще как минимум один тип неподвижного мостового соединения
- защищенный мост рокабаси (буквально "мост-коридор").
А вот его разновидностей было несколько. В некоторых вариантах
мост имел только стены, в других - только крышу. Наиболее защищенный
вариант обладал и крышей, и стенами, причем в стенах могли располагаться
окна или бойницы сама.
Варианты
мостов рокабаси. Иллюстрации из книги "Хиппудзукай
гунси-но маки" (1707 г.)
Мост Гокураку (тип - рокабаси) замка Осака. Фрагмент
ширмы "Осакадзу бёбу", начало XVII в.
Реконструированный мост рокабаси в замке Фукуи
Реконструированный мост Охасирока в замке Вакаяма. Относится
к типу рокабаси, соединяет бывшие дворы ниномару
и нисиномару.
Мост такого
типа, построенный с уклоном, - довольно редкое сооружение для
японской замковой архитектуры
Кроме стационарных мостов существовали и подвижные мосты. Самый
распространенный тип - хикибаси (буквально "подвешенный
мост"). Это представитель так называемых "встаскиваемых"
мостов. При опасности вторжения подобный мост можно было частично
или полностью затащить в крепость.
Мост
хикибаси. Иллюстрация из книги "Хиппудзукай гунси-но
маки" (1707 г.)
Разновидность подобного моста - курумабаси (буквально "мост-повозка"),
где на настиле моста были установлены колеса, а на балках - направляющие,
по которым настил откатывался вглубь замка.
Другой вариант подвижных мостов - ханэбаси, что переводится
как "подъемный мост", т.к. это практически полный аналог
подъемных мостов европейских замков. Механизм подъема мог быть
от самого примитивного с веревкой и мускульной силой привратников
до цепи и системы с блоками и шестерёнками.
Мост
ханэбаси. Иллюстрация из книги "Хиппудзукай гунси-но
маки" (1707 г.)
Считается, что пара мостов в главном дворе хоммару замка
Эдо относились как раз к типу ханэбаси.
Еще один тип подвижного моста назывался какэбаси. Это жесткая
конструкция, которая опиралась на столбы на обоих берегах рва,
но которую можно было целиком легко демонтировать в случае опасности.
К хикибаси или какэбаси относились также мосты,
которые можно было разобрать частично. Например, снять доски,
формирующие настил моста, и оставить только каркас.
Частично
разобранный мост во время атаки 1614 г. на замок Осака. Фрагмент
ширмы "Осака фую-но дзиндзу бёбу", XVII в.
Мост какэбаси.
Иллюстрация из книги "Хиппудзукай гунси-но маки" (1707
г.)
Ни один из деревянных мостов замков к настоящему времени не сохранился.
Ныне мы можем видеть лишь реконструкции разной степени исторической
аккуратности. В основном они относятся к типам хирабаси
и сорибаси.
Несмотря на то, что мосты являлись очень важной частью фортификационных
сооружений японских замков, в современной работах они исследованы
чрезвычайно скупо. Данная статья имеет своей целью лишь частично
пролить свет на проблему с надеждой на дальнейшие изыскания по
данной тематике.
Ивакири
Дзёю, октябрь 2022 г
|