• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Всякое-разное о Японии
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История Феодальной Японии

 

Мосты японских замков

 

 

Толкований знакомого нам с детства общеупотребимого слова "мост" существует несколько. В Толковом словаре русского языка Ушакова приводится следующее объяснение: "мост - это сооружение, соединяющее два пункта на земной поверхности, разделенные водою, рвом или каким-нибудь другим препятствием и дающее возможность сообщаться между ними". И оно как нельзя лучше подходит к описанию мостов как части фортификационных сооружений японских замков. Мосты в японских замках прежде всего были призваны соединять "берега" рвов (как сухих карабори, так и наполненных водой мидзубори), а также служили способом соединить складки местности, как естественные, так и рукотворные.


В подавляющем большинстве случаев мосты японских замков изготовлялись из дерева, случаи каменных мостов единичны и относятся уже к концу эпохи Эдо, до наших дней сохранился всего один - в замке Фукуэ на одноимённом острове западнее острова Сикоку.


Каменный мост в замке Фукуэ (Исида), ок. 1863 г.


Единственным исключением можно считать насыпные мосты добаси (буквально "земляной мост"), однако это скорее земляные дамбы, выполнявшие функции мостов. Добаси возникали и "естественным" путем, когда при отрыве рва просто оставляли перемычку, соединяющую различные "берега". Наиболее распространены добаси были в горных замках. Насыпные мосты выполняли еще одну важную фортификационную функцию - они препятствовали свободному перемещению противника по рву, особенно это касалось сухих рвов карабори.


Насыпной мост добаси в замке Осака

 


Насыпной мост добаси в замке Ямагата

 


Остатки моста добаси в замке Акутагаваяма

 

Остатки моста добаси в замке Когурао


Деревянные мосты были представлены несколькими типами, отличавшимися как по архитектурному признаку, так и по техническом особенностям.


Самый простой мост назывался хирабаси (другой вариант чтения - хирахаси), он представлял собой плоский настил из досок.


Реконструированный мост хирабаси в замке Ямагата

 


Реконструированный мост хирабаси в замке Нидзё


Другой вариант постоянного мостового соединения - аркообразный мост сорибаси. В сорибаси "изгиб" моста мог быть как почти не заметным, так и весьма значительным.


Реконструированный мост Итинобаси в замке Вакаяма. Тип - сорибаси.

 


Реконструированный мост Сумиёсибаси в замке Одавара. Тип - сорибаси.


Хирабаси и сорибаси являлись основным типом замковых мостов. В случае опасности вторжения они часто поджигались защитниками при помощи связок хвороста и масла.


Существовал еще как минимум один тип неподвижного мостового соединения - защищенный мост рокабаси (буквально "мост-коридор"). А вот его разновидностей было несколько. В некоторых вариантах мост имел только стены, в других - только крышу. Наиболее защищенный вариант обладал и крышей, и стенами, причем в стенах могли располагаться окна или бойницы сама.


Варианты мостов рокабаси. Иллюстрации из книги "Хиппудзукай гунси-но маки" (1707 г.)

 


Мост Гокураку (тип - рокабаси) замка Осака. Фрагмент ширмы "Осакадзу бёбу", начало XVII в.

 


Реконструированный мост рокабаси в замке Фукуи

 


Реконструированный мост Охасирока в замке Вакаяма.
Относится к типу рокабаси, соединяет бывшие дворы ниномару и нисиномару.

Мост такого типа, построенный с уклоном, - довольно редкое сооружение для японской замковой архитектуры


Кроме стационарных мостов существовали и подвижные мосты. Самый распространенный тип - хикибаси (буквально "подвешенный мост"). Это представитель так называемых "встаскиваемых" мостов. При опасности вторжения подобный мост можно было частично или полностью затащить в крепость.


Мост хикибаси. Иллюстрация из книги "Хиппудзукай гунси-но маки" (1707 г.)


Разновидность подобного моста - курумабаси (буквально "мост-повозка"), где на настиле моста были установлены колеса, а на балках - направляющие, по которым настил откатывался вглубь замка.


Другой вариант подвижных мостов - ханэбаси, что переводится как "подъемный мост", т.к. это практически полный аналог подъемных мостов европейских замков. Механизм подъема мог быть от самого примитивного с веревкой и мускульной силой привратников до цепи и системы с блоками и шестерёнками.


Мост ханэбаси. Иллюстрация из книги "Хиппудзукай гунси-но маки" (1707 г.)


Считается, что пара мостов в главном дворе хоммару замка Эдо относились как раз к типу ханэбаси.


Еще один тип подвижного моста назывался какэбаси. Это жесткая конструкция, которая опиралась на столбы на обоих берегах рва, но которую можно было целиком легко демонтировать в случае опасности. К хикибаси или какэбаси относились также мосты, которые можно было разобрать частично. Например, снять доски, формирующие настил моста, и оставить только каркас.


Частично разобранный мост во время атаки 1614 г. на замок Осака. Фрагмент ширмы "Осака фую-но дзиндзу бёбу", XVII в.

 

Мост какэбаси. Иллюстрация из книги "Хиппудзукай гунси-но маки" (1707 г.)


Ни один из деревянных мостов замков к настоящему времени не сохранился. Ныне мы можем видеть лишь реконструкции разной степени исторической аккуратности. В основном они относятся к типам хирабаси и сорибаси.


Несмотря на то, что мосты являлись очень важной частью фортификационных сооружений японских замков, в современной работах они исследованы чрезвычайно скупо. Данная статья имеет своей целью лишь частично пролить свет на проблему с надеждой на дальнейшие изыскания по данной тематике.

 

Ивакири Дзёю, октябрь 2022 г