Японский
веер
В Японии
веер появился не позднее VIII в., о чем имеется и письменное свидетельство:
в 762 г. одному ветхому старику в виде особой милости было разрешено
являться ко двору с посохом и веером.
Кроме утива, в Японии получил распространение и складной
веер ( ооги или сэнсу ). Считается, что ооги
был изобретен в Японии, а затем заимствован Китаем - редчайший
для древности случай. Обычно поток технологической информации
был направлен прямо в противоположную сторону. Складывающийся
веер украшали живописью и стихами. В "Окагами" говорится,
что "придворные делали разные веера и преподносили государю.
Многие покрывали планки вееров золотым и серебряным лаком, некоторые
инкрустировали планки вставками из золота и ароматического дерева
дзин, пурпурного сандала, наносили резьбу, писали на несказанно
красивой бумаге японские песни и китайские стихи, перерисовывали
картинки с изображением знаменитых мест из книг..."
Предназначался
веер не только для "вентиляции", но также для защиты
от солнца, комаров и сокрытия женского лица от посторонних глаз
- японский вариант паранджи. В средневековье японские женщины
полагали, что выставлять свое лицо напоказ - неприлично и даже
опасно. Открытое лицо - все равно, что открытие собственного имени,
делает тебя беззащитным - как перед мужчиной, так и перед недобрыми
духами. Точно также считалось недопустимым обладать загорелой
кожей. Одним из признаков "настоящей" красавицы, которая
никогда не работала в поле, была белая кожа. Это должно было отличать
ее от обычных женщин, т.е. опаленных солнцем крестьянок.
Использовался веер и для церемониальных целей - император жаловал
веера особо отличившимся придворным. Одним из самых популярных
подарков был веер. Считалось, что он приносит счастье и процветание.
Форма веера, казалось бы, мало подходит для игр. Тем не менее,
в период Эдо японцы увлекались игрой с веерами. На поверхность
стола ставилась мишень в виде дерева гинкго. В нее кидали раскрытым
веером. По тому как упало дерево и в какой степени открытости
оказался после этого веер, бросавший получал определенное количество
очков.
Идея - веер
скрывает лицо, а значит и душу, находит свое выражение в том,
что при встрече с человеком более высокопоставленным, чем ты сам,
использование веера по его прямому назначению запрещалось правилами
приличия: лицо подчиненного должно быть открыто всегда.
Веер является также непременным аксессуаром актера. В представлениях
средневекового театра Но, который дожил и до сегодняшнего
дня, каждый персонаж обладает присущим только ему веером. Если
это китаец, у него в руках будет круглый веер утива. Веера
с черными пластинками (их должно быть 15) предназначаются для
мужских и женских ролей, со светлыми - для стариков и монахов.
Поскольку при обмахивании совершаются движения, направленные как
к себе, так и от себя, в ритуалах веер используется с двоякой
целью. С одной стороны он способен прогонять злых духов, а с другой
- акцентированное движение веера к себе предназначено для вызывания
божеств. Веер широко используется в ритуальных танцах, исполняемых
в синтоистских святилищах. В связи с этим непременным атрибутом
жреца является веер.
Зафиксированы случаи, когда веер почитается за главную храмовую
святыню, в которой обитает божество. Одним из терминов, обозначающих
общину верующих, является именно веер. То есть скрепленные штифтом
планки складывающегося веера символизируют единство его бамбуковых
составляющих - членов религиозной общины Веер широко используется
в ритуальных танцах, исполняемых в синтоистских святилищах. В
связи с этим непременным атрибутом жреца является веер. Зафиксированы
случаи, когда веер почитается за главную храмовую святыню, в которой
обитает божество. Одним из терминов, обозначающих общину верующих,
является именно веер. То есть скрепленные штифтом планки складывающегося
веера символизируют единство его бамбуковых составляющих - членов
религиозной общины.
В представлении
японцев загробный мир управлялся Буддами, а не синтоистскими божествами.
Поэтому для удачного перерождения в буддийском раю следовало разорвать
свои связи с божествами, хотя при жизни практически для каждого
японца было (и остается) совершенно нормальным посещение как буддийских
храмов, так и синтоистских святилищ. Кроме того, следовало предотвратить
возврат духа покойного в мир живых и устроить так, чтобы душа
усопшего полностью ушла из этого мира. В противном случае злые
духи могли через наиболее близкие к нему вещи нанести ему непоправимый
вред. Способов разрыва с богами и жизнью было несколько. Можно
было вывернуть наизнанку одежду покойного. Можно было разбить
его чашку. А можно было после смерти разломать веер и забросить
его на крышу дома или же перекинуть через ее конек.
Рисовались на веерах даже географические карты - такие веера брали
с собой в дорогу путешественники.
Помимо указанных
целей, веера использовались военачальниками самураев для руководства
сражениями. В настоящее время одним из типов таких вееров пользуются
судьи в борьбе сумо - веером судья указывает на победителя схватки.
В средневековом эпосе "Сказание о доме Тайра" повествуется
о том, как военачальник Тайра Киёмори, застигнутый на переправе
темнотой, взмахом веера заставил солнце вновь подняться на небосклон.
Одна из многочисленных
легенд о знаменитом полководце Такэда Сингэн рассказывает, что
с помощью взмаха веера Сингэн оборонился от атаковавшего его противника.
В японских сказках вееру также отводится роль волшебной палочки.
Веер - непременный атрибут демона тэнгу - гибрида собаки и птицы,
длинноносого демона, который обитает на вершине дерева, обычно
сосны. С помощью взмаха круглого вера тэнгу мог удлинять и укорачивать
людские носы.
Веера, используемые
самураями в военных целях, носят общее название гунсэн
- "военный веер". Гунсэн использовался как для
отдачи приказов во время сражения, так или для самообороны в случае
необходимости.
Типы гунсэн:
Гумбай-утива.
Представляет из себя жесткий нескладной веер (вариант гражданского
утива), имеет металлическую рукоятку и окантовку. "Лопатка"
обычно изготовлялась из дерева, но были и цельнометаллические
варианты.
Сайхай.
Лакированная деревянная либо металлическая рукоятка с пучком лент
из ткани или бумаги на конце.
Такэда Сингэн с веером сайхай
Тэссэн.
Представлял собой вариант гражданского складного ооги, но с металлическими
пластинами. Популярным также был вариант монолитного (нераскладного)
тэссэн (из металла или тяжелого дерева), имитирующий обычный веер
в сложенном состоянии.
Ивакири Дзёю
2007 г.
Статья подготовлена на основе материала книги: Мещеряков А.Н.
"Книга японских символов"
|