• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История материальной культуры


Одосигэ – шнуровка доспехов

 

Cамым заметным отличием воина эпохи Хэйан, Камакура и Муромати оставалась раскраска его доспеха. По этому поводу существует множество домыслов. Самое распространенное заблуждение, касающееся шнуровки – то, что каждый самурайский род имел собственный узор и сочетание цветов.

 

Так, один средневековый текст утверждает, что раскраска доспеха отражала принадлежность воина к определеннуому роду – Минамото носили черные доспехи, Тайра пурпурные, Фудзивара желто-зеленые и Татибана – желтые. Однако, нет никаких других сведений, подтверждающей эту точку зрения, хотя определенную идентификационную информацию, несомненно, шнуровка несла. Дело в том, что самурайские вожди предпочитали определенные цветовые сочетания, что прекрасно иллюстрирует эпизод из «Неофициальной истории Японии» («Нихон гайси») Рай Санъё, относящийся к 1184 г.: «Одетый в красную парчовую накидку назвал себя Ёсицунэ; тот, что был в красных доспехах, опоясанный большим мечом, назывался Хатакэяма Сигэтада; <…> тот, что был в черных доспехах, назывался Кадзивара Кагэсуэ, а желтых – Сасаки Такацуна».

 

Определенный цвет и рисунок шнуровки пышных, по сравнению с обычными воинами, доспехов, позволял предполагать, с каким противником воин встретился в бою. Вот слова самурая Морицуги из Эттю, сказанные им, согласно «Хэйкэ моногатари», в знаменитой битвой при Данноура в 1185 г.: «Прежде всего надо схватится с Куро Ёсицунэ (Минамото Ёсицунэ), их полководцем! Куро лицом бел, ростом мал, зубы торчат вперед – по этим признакам можно его узнать. Вот только кафтан и панцирь он то и дело меняет, так что отыскать его будет, пожалуй, не так просто!». Забота самурая была не лишней – в Японии X-XV вв. отрубивший голову знатному противнику получал богатую награду. Существовал даже специальный термин, сюкю-но агэру, заимствованный из древнего Китая и означавший «взял голову и получил повышение».


Кон сугакэ одоси
Кодзакура одоси
Омодака одоси
Сагаомодака одоси

 

Окраску доспеха определял цвет шнура одосигэ, что дословно означает «устрашающий волос». Эти плоские, шириной приблизительно в палец, шнуры могли быть кожаными (кава-одоси) или шелковыми (ито-одоси). Самым популярным плетением во все эпохи было одноцветное – сугакэ-одоси. Охотнее всего использовались оранжевый (хи), красный (ака), малиновый (курэнай), сиреневый (мурасаки), зеленый (моэги) и синий (кон) цвета.

 

Сохранившиеся батальные картины чаще всего показывают доспехи с красным плетением, поскольку, согласно древнекитайским философским канонам, красный цвет считался предпочтительным для воина. Широкое употребление этого цвета, вероятно, является преувеличением, так как красные шнуры, особенно шелковые, были весьма чувствительны к ультрафиолетовым лучам и быстро выцветали на солнце, а затем и теряли прочность. Доспехи с таким плетением очень плохо сохранились до настоящего времени. По-видимому, самой популярной окраской в последние годы Хэйан и в период Камакура была черная, по крайней мере для воинов низкого ранга. Литературные источники изобилуют описаниями самураев в доспехах с черным кожаным плетением.

 

Если у низкорожденных самураев доспехи были преимущественно одноцветными, знатные воины часто отличались многоцветным, узорчатым плетением, более трудоемким и, естественно, более дорогим. Одна из древнейших раскрасок – кодзакура-одоси, когда на белых, желтых или палевых кожаных шнурах выштамповывался мелкий рисунок в виде цветочков японской вишни сакура, обычно темно-синих, коричневых или зеленых. Другой старинный рисунок плетения – омодака-одоси. При нем на содэ и кусадзури выплеталось несколько цветных шевронов, обращенных углом вниз. Обратный рисунок, когда угол шеврона был обращен вверх, назывался «перевернутым» — сага-омодака одоси. Назывались такие доспехи по цвету фона, например, хи-омодака одоси означает, что рисунок располагался на оранжевом фоне. Закономерностей в распределении цвета шевронов не обнаружено, однако внешний обычно контрастирует с цветом основы – бывает светлым на темном фоне или наоборот. Описанные варианты появились, видимо, на рубеже X-XI вв. и пользовались большой популярностью во время войны Минамото и Тайра. Особое название (цумадори-одоси) имел рисунок, при котором выплеталась только половина описанного шеврона, и, таким образом, угол содэ или кусадзури был другого цвета. Цумадори-одоси вошел в моду в период Камакура и часто употреблялся в начале периода Муромати.


Цумадори одоси
Катаака одоси
Катацумадори одоси
Дан одоси


Узор на доспехах мог быть и достаточно простым, например, на фоне одноцветного плетения один или два верхних ряда содэ и татэагэ были белыми. Такая окраска называлась катасиро одоси (ката — плечо, сиро — белый). Вместо белого часто использовались красный и малиновый цвета, тогда название менялось соответственно на ката-ака и ката-куренай. Обратный вариант, когда полосы другого цвета располагались снизу, назывался коситори-одоси (коси означает «бедра»). Обе окраски были достаточно популярны во все исторические периоды. Если доспех был полосатым, плетение называлось дан-одоси, при этом в названии указывались оба цвета (например, консиро дан-одоси значит: сине-белое плетение в полоску). Если же каждая следующая полоса была другого цвета, доспех назывался “разноцветным” — иро-иро одоси. Когда цвет полосы при раскраске иро-иро одоси посередине менялся на другой, рисунок назывался катамигавари одоси (дословно «замена у половины тела»). Эти раскраски были популярны в конце эпохи Муромати, в период Сэнгоку-дзидай (XVI в.).


Мурасаки сусого одоси
Кон-ака сикимэ одоси
Иро-иро одоси

Татэвакэ одоси


Более сложным и элегантным было плетение сусого-одоси, когда цвет каждого ряда приобретал более темный оттенок начиная от верхней белой полосы к нижней. Как правило, основными цветами были малиновый, сиреневый, синий или зеленый. Очень часто между белым и основным цветом помещалась желтая полоса. Если светлые оттенки располагались снизу, а темные сверху, окраска называлась ниои-одоси. Оба вида плетения вошли в моду в период Гэмпэй. Более редкие виды шнуровки доспехов были сикимэ-одоси (шахматный узор, чаще сочетание темного тона с белым цветом), монгара-одоси (когда в основании лежал рисунок креста или японской свастики, мандзю, обращенной влево) и татэвакэ-одоси (несколько вертикальных извилистых линий на плетеных частях доспеха).

 

Доспех харамаки эпохи Сэнгоку со шнуровкой в стиле катамигавари одоси - "замена у половины тела".

 

Куросукэ Арисада (Александр Куршаков)
http://shogunate.ru/

Публикуется с разрешения семьи автора
2013 г