Так
сообща называли следующие части доспеха о-ёрой
– пластину ваидатэ с набедренником, носимую на правом
боку, горжет нодова, появившийся в конце периода Камакара,
наручи котэ, наголенники сунэатэ, иногда перчатки
и носки.
Самурай
периода Камакура в поддоспешном платье ёрой-хитатарэ
и комплекте когусоку.
Хитатарэ
и когусоку из Токийского Музея Костюма. Современная реконструкция.
Основной
доспех о-ёрой дополняли мелкие детали – котэ и
сунэатэ. Котэ назывались наручи из толстой тканевой
основы, кроившейся в форме рукава и закрывавшей руку воина от
основания пальцев до плечевого сустава. На ткань нашивались
четыре черненые металлические пластины — округлой формы в области
запястья и локтя и продолговатой над плечом и предплечьем. Пластины
(за исключением локтевой) соединялись между собой кольчугой,
и были богато украшены золотыми насечками. Натянув котэ
до плеча, его завязывали шелковыми шнурками под противоположной
подмышкой. С внутренней стороны наручь плотно шнуровали, максимально
обтягивая руку. С доспехом о-ёрой носился только один,
левый, котэ, а правую руку оставляли свободной, чтобы
облегчить стрельбу из лука. Поножи сунэатэ в то время
состояли из одной изогнутой металлической пластины или нескольких
вертикальных, подвижно соединенных между собой с помощью железных
петель, напоминающих современные дверные. Они закрывали только
переднюю поверхность голени, оставляя ногу открытой сзади. Узор
на пластинах, обычно золотом по вороненому металлу, совпадал
с таковым на котэ. Стандартным рисунком были 1-2 горизонтальные
полосы разной ширины и декоративная накладка позолоченной меди
в виде хризантемы или рисунка «девять звезд». В периоды Хэйан
и Камакура сунэатэ были короткими и доходили только до
нижнего края колена. На ноге они удерживались двумя широкими
лентами, завязанными сверху и снизу. В XIV в. в моду вошли сунэатэ
с высоким наколенником, хорошо защищавшим ногу.
Самурай
периода Гэмпэй в когусоку. Реконструктор изображает Хатакэяма
Сигэтада, одного из приближенных Минамото-но Ёритома и героя
войны Гэмпэй. Костюм из Токийского Музея Костюма. Обратите внимание
на отсутствие нодова, появившейся только в XIII в.
Чтобы
не травмировать руки во время стрельбы из лука и крепче держать
стрелу, самураи надевали кожаные перчатки югакэ. Их делали
из тонкой кожи или замши и для знатных воинов обычно окрашивали
в темный цвет (корисневый, синий, пурпурный), иногда с мелким
светлым рисунком. У воинов невысокого ранга перчатки могли быть
естественного цвета кожи. Иногда перчатка была однотонной за
исключением первых трех пальцев, сделанных из кожи другого цвета.
В более поздние периоды (Сэнгоку-дзидай, Эдо) встречаются редуцированные
варианты, надевающиеся только на эти пальцы и оставляющие безымянный
палец и мизинец свободными. Такое избирательное внимание к трем
пальцам связано с их функцией – при стрельбе конец стрелы клали
на согнутый большой палец и сверху захватывали указательным
и средним. При спуске тетивы она весьма существенно ударяла
по левой руке, поэтому, чтобы избежать травмы запястья, на перчатку
у основания большого пальца прикрепляли костяную или сделанную
из толстой кожи пластинку. Определенную защитную функцию нес
и единственный наруч котэ, плотно обхватывающий левую
руку. Иногда защитную пластинку крепили и на правую руку, но
уже с внутренней стороны. Она была нужна, чтобы при частой стрельбе
конец стрелы не натирал ладонь.
Самурай начала периода Камакура одет в синий
хитатарэ и комплект когусоку от красного доспеха
ёрой с расцветкой сусого-одоси.
Ноги
ниже колен закрывали “гетрами” кайхан. Их кроили в виде
прямоугольных кусков ткани, которые сшивали по задней поверхности,
оставляя сверху и снизу пару довольно широких лент из той же
материи. Этими лентами потом завязывали под коленом и над лодыжками,
чтобы “гетры” не сползали. В качестве обуви служили “ботинки”
из медвежьей шкуры мехом наружу – цурануки. Неясно, употребляли
ли в периоды Хэйан и Камакура носки таби с отдельным
большим пальцем (для более удобного ношения сандалий), поскольку
современные иконографические источники показывают только два
вида обуви – или в меховых ботинках, или босиком.
Знатный
воин периода Камакура сидит на полевом складном стуле.
Так
самурай мог выглядеть в военном лагере, до или после сражения.