• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История материальной культуры


Домару

 

Название домару в приблизительном переводе значит “огибающий туловище”. Этот доспех появился примерно в одно время с о-ёрой и предназначался для воинов низшего ранга — “рядовых” самурайских дружин. В доспехе домару спину и грудь защищали горизонтальные ряды мелких пластинок, что делало доспех более подвижным, чем о-ёрой, и, следовательно, более подходящим для пешего боя на ближней дистанции. Нижние 4 ряда пластин (накагава) начинались на правом боку, огибали спину, левый бок, живот и застегивались шелковой петлей, немного находя друг на друга. На груди доспех наращивали еще два, а на спине три ряда пластинок (татэагэ), таким образом, на спине число рядов всегда было на один больше.


Доспех домару периода Камакура с пурпурной кожаной шнуровкой. Отличный экземпляр раннего домару, он уже имеет наплечники содэ - не такие большие, как у доспеха о-ёрой, но вполне достаточные для защиты верхней части рук. В более раннем доспехе на месте содэ должны были бы располагаться железные пластины гио-ё.

 

 

Держался доспех на месте с помощью ремней ватагами, а наплечников содэ первоначально не было. Их функцию частично выполняли две небольшие симметричные пластинки в виде стилизованного “листа абрикосового дерева” — гио-ё, горизонтально лежащие на плечах. Дополняли доспех длинные и узкие кусадзури — их традиционно было 7 по 5 рядов каждый.


Черно-белый домару эпохи Муромати со шнуровкой в стиле катасиро одоси из Токийского Национального Музея. Хорошо видно, как доспех застегивается на правом боку. Также хорошо видны пластины гио-ё, закрывающие нагрудные застежки ремней ватагами.

 

Первоначально домару носили без шлема, наручей и поножей, но к XIV-XV вв., когда от лучного боя стали переходить к ближнему бою, этот доспех облюбовали представители военной аристократии и вид его изменился — к этому времени доспех приобрел наплечники содэ, а гио-ё сместились на место нагрудных пластин сэндан-но ита и кюби-но ита. Иногда у такого доспеха было 4 кусадзури, как у о-ёрой, и к нему полагался кабуто и полный комплект ко-гусоку.

 

Сине-бело-красный доспех домару периода Муромати из Токийского Национального Музея со шнуровкой в стиле ката-цумадори одоси. Это единственный известный доспех со шнуровкой такого типа. Отметьте широкий назатыльник шлема (каса-дзикоро), характерный для XIV-XV вв.

 

 


Два доспеха домару периода Намбоку-тё. Оба доспеха сделаны по классической схеме - четыре ряда набрюшника накагава нарощены двумя рядами нагрудника татэагэ и увенчаны цельнометаллической пластиной муна-ита. Оба доспеха имеют семь кусадзури по пять рядов каждая. Доспех слева, со шнуровкой из кожаных пурпурных шнуров, снабжен также типичным для XIV в. шлемом с широким назатыльником и небольшими, редуцированными содэ, каждый всего из трех рядов пластинок. Доспех справа, первоначально со шнуровкой из красных кожаных шнуров (со временем они выцвели и стали желто-оранжевыми) имеет уже полноценные наплечники - о-содэ. Оба доспеха представляют переходный вариант от домару простого пешего воина к доспеху военной аристократии, какими они стали в XVI в. (см. ниже).

 


Домару XVI в. Отметьте яркую шнуровку, большие наплечники о-содэ и шлемы с роскошными налобниками кувагата. Все говорит о том, что перед нами доспехи военной аристократии. Доспех слева хранится в г. Кагосима, столице префектуры Кагосима (бывшая провинция Сацума), и относится к началу XVI в. Этот доспех со шнуровкой в стиле ироиро одоси, возможно, принадлежал одному из предводителей рода Симадзу. Доспех справа, из префектуры Аомори (северная часть бывшей провинции Муцу), относится к концу XVI в. и традиционно ассоциируется с Акита Санэсуэ, даймё дома Акита. Доспех скреплен необычным пестрым шелковым шнуром в стиле ката-ака одоси (с красной верхней частью).

Куросукэ Арисада (Александр Куршаков)
http://shogunate.ru/

Публикуется с разрешения семьи автора
2014 г