• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История материальной культуры


Общий обзор военного снаряжения

 

Развитие военного снаряжения Японии имеет свою историю и свои отличительные особенности. Если доспехи европейских рыцарей претерпевали в разные периоды существенные изменения в соответствии с духом и модой времени, в результате введения различных технических и конструктивных новшеств, то военная одежда японских воинов на протяжении веков оставалась почти неизменной. Менялся только материал изготовления доспехов в сторону упрочения. Многие элементы боевого снаряжения, характерные для самурайских доспехов Средневековья, были известны уже в бронзовом и железном веках японской истории.

 

По мнению многих исследователей, основные элементы раннего японского доспеха были заимствованы из маньжурско-китайской боевой традиции. Археологические раскопки настоящего времени подтверждают данные китайских хроник, в которых говорилось об илоу и их боевых панцирях, изготовленных из костяных пластин. В дальнейшем на форму доспехов также оказывали влияние и знакомство с боевым снаряжением айну, с которыми японцы вели непрекращающиеся войны. В своих наиболее существенных чертах военное обмундирование буси оформилось уже к XII веку - времени начала длительных междоусобных войн. Несколько веков феодализма (вплоть до революции Мэйдзи), последовавших за этим, дали лишь частичные изменения формы и конструкции, целью которых было усовершенствование уже имеющихся образцов доспехов. Объясняется это рациональностью японского военного снаряжения, которое позволяло воину быть более маневренным и подвижным в бою.

 

Отдельные пластинки, скрепленные между собой шнурами, делали возможным свободное движение самурая. В японском военном костюме было не очень жарко летом и не холодно зимой. К тому же, в отличии от западноевропейских лат, изготовленных для рыцарей по индивидуальным заказам, эти доспехи было легче приспособить к любой фигуре. Военное снаряжение пользовалось особым почитанием и передавалось по наследству.

В комплекс самурайского боевого костюма (о-ёрои) обычно входили: шлем (кабуто), маска (мэнгу) или полумаска (хаппури), панцирь (до), наплечники (содэ), набедренник (хаидатэ), нарукавники (котэ), наголенники (сунэатэ) и обувь.

 

Надо заметить, что основным материалом для изготовления доспеха в различные времена являлось все, что угодно: лакированное дерево, кожа, прессованная склеенная бумага, керамика, кость. После знакомства с европейским вооружением и появлением в Японии огнестрельного оружия, основная масса доспехов изготовлялась из металла и появилась тенденция к защите доспешными элементами как можно большего пространства тела, при сохранении, тем не менее, традиционной подвижности.

Военное снаряжение хранилось в специальном деревянном сундучке для доспехов, называемом ёрои карабицу.

 

Перед началом кампании доспех надевался в следующей последовательности: нижнее платье, шапочка (или специальная повязка - хатимаки), перчатки из кожи и напульсники, верхнее платье, затем икры ног обвязывались обмотками и надевались наголенники, далее шла обувь (меховая, соломенные сандалии или железные башмаки), набедренники, нарукавники, панцирь, под конец закреплялись наплечники. Шлем самурай одевал непосредственно перед битвой. Однако часто в бою самураи снимали свой шлем и использовали в качестве щита для защиты лица от стрел противника.

Ручные щиты применялись в бою редко, так как это препятствовало употреблению двуручного меча. Щитами пользовались обычно только пехотинцы. Большие деревянные щиты (татэ) воины ставили на землю и укрывались за ними от стрел врага.

 

Непременной принадлежностью костюма воина был военный веер - оги, собранный из ряда пластин и носимый воинами за поясом. Веер использовался самураями не только для обмахивания в жаркое время года, но и для сигнализации и управления войсками во время боевых действий. Складной веер делался из материи, бумаги, иногда с железными накладками. Украшением сигнального военного веера почти всегда являлся красного цвета круглый диск, нанесенный на желтый фон. Диск, символизирующий солнце, на обратной стороне выполнялся желтым цветом по красному фону.

Наряду со складными веерами высшее дворянство и командный состав применяли жесткий нескладной веер, часто изготовленный из железа. Этот веер, называвшийся "гумбай-утива", служил полководцам и военачальникам в качестве командирского жезла. Он считался знаком феодала и использовался при необходимости (нападение с мечом или копьем) для самообороны, о чем есть упоминания во многих японских исторических книгах.

 

В снаряжении конного воина, помимо перечисленных выше атрибутов, добавлялась еще специальная накидка хоро, прикреплявшаяся сзади на доспехи для защиты всадника от стрел противника, которые могли попасть в стык между частями лат. Хоро, известная уже в период Дзёкан (859-877), получила наибольшее распространение в период Гэмпэй, продолжая состоять на вооружении самураев вплоть до позднего периода развития японского феодализма. Эта накидка приблизительно двухметровой длины делалась из материи и укреплялась на шлеме и талии воина. Во время движения хоро раздувалась потоками воздуха парусообразно, гася ударную силу стрелы при попадании в нее. Подобная уникальная форма зашиты спины воина от стрел не была известна нигде, кроме Японии.

На спине всадника укреплялось на длинном стержне и небольшое знамя со знаком, по которому можно было издали различить принадлежность воина к дружине того или иного феодала, узнать имя самурая.

 

Боевой конь - маленькая и выносливая порода лошади - зачастую покрывался шкурами диких животных. Иногда его тело защищалось стеганой попоной или кольчатым панцирем. На груди коня укреплялись металлические пластины, соединенные шелковыми шнурами; на голову надевалась кованая маска (умадзура), выполненная в виде головы быка, что должно было наводить ужас на врага.

Такое снаряжение было характерно для периода правления Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. В комплект боевой амуниции коня (багу) входили также лакированное деревянное седло (кура), стремена (абуми), круглые удила (кан) и т. д.

 

Обмундирование обыкновенных солдат - самураев низшего ранга (пехотинцев - асигару) - было намного проще. Оно состояло из грудных лат, ножных шин, сандалий, шлема, который чаще (в XVI в.) заменялся каской из дерева или металла (дзингаса), и полевого военного знака (сасимоно).
 

 

По материалам работ А.Спеваковского