• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


История материальной культуры


Защитное снаряжение Феодальной Японии

 

Древнейшие доспехи японских воинов (до V в. н.э.) изготавливались из формовых железных пластин. Они назывались "танко" и были очень похожи на древнекитайские кожаные образцы. Например, в японском доспехе использовался тот же способ шнуровки кожаными ремнями, позволяющий соединять пластины в единое целое.

 

Однако находки, относящиеся к более позднему периоду, отличает особый японский стиль, характеризующийся использованием для крепления специальных петель и заклепок. Классический японский доспех кодзан-до является истинно японским порождением и не имеют нигде даже приблизительных аналогов. Невозможно точно сказать, когда появились первые кодзан-до. Наиболее старые из сохранившихся принадлежат эпохе Камакура, а шлемы встречаются еще более древние. В письменных и художественных источниках, дошедших до нашего времени, такие доспехи описываются уже с Х в. нашей эры.

 

Все доспехи кодзан-до изготовлены из множества небольших металлических или кожаных пластин санэ, скрепленных между собой цветным шнуром обосизэ, придающим японским доспехам красочный вид. Горизонтальные ряды мелких пластин, накладывавшихся друг на друга и переплетенных шелковыми или, реже, кожаными шнурами, образовывали прочную и подвижную конструкцию, которая подходила как для конного, так и для пешего боя холодным оружием. Наиболее известный из всех японских доспехов, о-ёрой, первоначально предназначался для защиты конного воина, ведущего бой из лука с дальней дистанции. Поскольку Япония издревле не отличалась обилием лошадей, о-ёрой оставался достоянием высших слоев военного сословия. Он явился продолжением более ранних комплектов защиты танко (кираса из двух пластин, закрывающих грудь и спину, с широкой, в виде колокола, юбкой из небольших пластинок, скрепленных шнурами) и кэйко (древний пластинчатый доспех).

 

О-ёрой

 

Основной частью доспеха была кираса до. В отличие от европейских доспехов, где кираса обычно состояла из передней и задней выпуклых пластин, в японском до была только передняя пластина цурубаси-ри. Плоская по форме, она оклеивалась кожей с красивым рисунком. Нагрудная пластина не была симметричной; более широкая в нижней части, она сужалась кверху, образуя подобие трапеции, причем в верхней половине слева имелся неглубокий вырез для более свободных движений рукой. От левого края цурубасири начинались горизонтальные ряды пластин, густо переплетенных шнурами. Пластины огибали левый бок воина и защищали спину, но до правого бока не доходили. Под мышкой располагались три, реже, два ряда пластин, на спине же число их достигало пяти-семи. Уязвимые места под левой рукой и в верхней части спины закрывали сплошные металлические пластины с плавным, округлым вырезом для свободных движений левой руки и шеи. Пластина на левом боку называлась ваки-бики, на спине - осицукё-но ита; обе они покрывались кожей с тем же рисунком, что и на цурубасири (вообще в доспехе о-ёрой все сплошные металлические детали покрывались кожей). Часто подобная пластина защищала верхнюю часть груди, как бы наращивая цурубасири; пластина эта называлась муна-ита, а часть доспеха, огибающая левый бок и спину - кабуки-до. Огибающие туловище ряды пластин не доходили до правого бока и непосредственно с цурубасири не соединялись.

 

В единое целое доспех связывала еще одна цельнометаллическая пластина цуба-ита, располагавшаяся на правом боку - совершенно нетипичная деталь не только для европейского, но и для китайского и вообще восточно-азиатского доспеха. Цуба-ита висела на шелковом шнуре, перекидывавшемся через левое плечо и пристегивалась петлями из такого же шнура в верхней и нижней части к цурубасири спереди и к кабуки-до сзади, а также держалась на месте толстым шелковым шнуром, опоясывающим до. Через плечи сзади наперед перекидывались широкие матерчатые или кожаные ремни ватагами. Они пристегивались шелковой петлей к большой деревянной или костяной пуговице, крепившейся такой же петлей к муна-ита, эти ремни и поддерживали доспех. Из описания видно, что доспех был несимметричным - переднюю поверхность тела и правый бок защищали сплошные металлические пластины, а заднюю и левый бок - гибкие ряды из маленьких пластин санэ, переплетенных шнуром. Несмотря на внешнюю нелепость, такое строение доспеха было функционально обосновано, так как при стрельбе из лука наиболее уязвимыми частями тела оказывались правый бок, грудь и живот, и именно они были защищены прочными цельными пластинами.

 

Бедра воина защищали четыре подвижных пластины кусадзури, каждую из которых образовывали, как правило, пять горизонтальных рядов плетения. Первоначально кусадзури были совершенно плоскими, но впоследствии их края стали слегка загибаться внутрь, лучше защищая тело воина. К до они крепились посредством шнура одосигэ и фактически висели на многочисленных шелковых петлях, что позволяло кусадзури свободно двигаться во всех направлениях, не стесняя движений ни пешего, ни конного воина. У всадника передняя и задняя пластины лежали на соответствующих луках седла, а боковые свободно свисали, прикрывая бедра воина.

 

Верхнюю часть руки закрывали широкие прямоугольные наплечники содэ из шести-семи горизонтальных рядов пластин. Вначале длинные и широкие, к XIV-XV вв. наплечники сужаются, а края их слегка загибаются внутрь. В верхней части содэ крепились к ватагами пластинами сёдзи-ита округлой формы, которые лежали на плечах горизонтально. Сдвигаться вперед или назад наплечникам не давали толстые шелковые шнуры (по одному спереди и по два сзади); передние шнуры начинались от верхнего ряда содэ и привязывались к шнуру, державшему пуговицу, со своей стороны, а задние начинались от верхнего и торца среднего ряда и крепились к большому узлу агэмаки из шелкового шнура, завязанному на спине. Дополняли до две вытянутые в высоту небольшие пластины, крепившиеся с двух сторон в проекции ключиц. Правая, более широкая, состояла из двух-трех горизонтальных рядов санэ, скрепленных шнуром, и называлась сэндан-но ита, а левая, кю-би-но ита, была цельнометаллической либо, реже, кожаной.

 

Все части доспеха, собранные из мелких пластин (содэ, кусадзури и сэндан-но ита), имели одну особенность: шнур одо-сигэ густо переплетал все ряды пластин, кроме нижнего; таким образом, если в верхних рядах пластины были почти не видны из-под шнура, то в нижнем ряду (который даже имел особое название - хисинуи-но ита) шнур лишь изредка перехватывал са-нэ, оставляя их большую часть на виду.

 

Дополнял полный доспех самурая шлем кабуто, надеваемый на мягкий головной убор эбоси и так называемые ко-гу - мелкие части доспеха, к которым относились наручи котэ и поножи сунэатэ. Шлем самурая, как и его доспех, состоял из нескольких частей. Колпак шлема хати изготовляли из меридионально расположенных пластин, от 10-12 у простых воинов до 32, 64 или 72 у знатных феодалов; к XVI в. хати нередко состоял из 120 пластин. Пластины скреплялись множеством заклепок в форме шипов, что придавало шлему и его хозяину весьма неприступный вид. Шею защищали 3-5 горизонтальных ряда пластин, называвшихся сикоро. Они крепились к задней и боковым сторонам хати, а спереди 2-4 верхних ряда загибались вбок и кзади (эта часть называлась фукигаэси и защищала лицо от удара сзади). Между ними располагался накладной цельнометаллический козырек мабидзаси. И мабидзаси, и фукигаэси покрывались кожей с тем же рисунком, что и на цурубасири. Украшали шлем три узкие накладные, часто позолоченные, металлические полосы в форме стрел синодарё, спускающиеся от центра хати к козырьку и крепившаяся над козырьком особая эмблема кувагата, изображавшая мифических существ или буддийские символы. Кабуто держался на месте с помощью того же универсального шелкового шнура, который проходил под подбородком и назывался синоби-но оо. Часто шлем дополняла металлическая маска, которая могла закрывать все лицо (сомэн) или только нижнюю часть (мэнпо), и двухрядный комплект защиты для шеи нодова из пластин санэ.

 

Котэ - так назывались наручи из плотной тканевой основы, кроившейся в форме рукава и закрывавшей руку воина от основания пальцев до плечевого сустава, на которую нашивались как правило четыре черненые металлические пластины - округлой формы в области запястья и локтя и продолговатой над плечом и предплечьем. Часто пластины соединялись между собой металлической сеткой или кольчугой (за исключением локтевой пластинки), и были богато украшены золотыми насечками. С доспехом о-ёрой практически всегда носился только левый котэ, который скорее предназначался для защиты от тетивы собственного лука, а не от оружия противника. Поножи японского доспеха состояли из одной изогнутой металлической пластины или нескольких вертикальных, подвижно соединенных между собой, и закрывали только переднюю поверхность голени, лишь иногда защищая колено. Узор был аналогичен узору на котэ. На ноге поножи удерживались шнуровкой на задней поверхности голени или двумя шелковыми лентами по верхнему и нижнему краю.

 

До-мару

 

Этот доспех появился примерно в одно время с о-ёрой и предназначался для воинов низшего ранга асигару. Радикальным отличием от доспеха о-ёрой было отсутствие цельнометаллических пластин, закрывающих туловище. И спину, и грудь защищали горизонтальные ряды мелких пластинок, что делало доспех более подвижным и, следовательно, более подходящим для пешего боя. Первоначально до-мару носили без шлема, наручей и поножей, но к XIV-XV вв., когда от лучного боя стали переходить к ближнему бою, этот доспех облюбовали представители военной аристократии и вид его изменился - к этому времени доспех приобрел рукава собэ, а гио-ё сместились на место нагрудных пластин сэндан-но ита и кюби-но ита.

 

Харамаки

 

Доспех харамаки-до принципиально от до-мару не отличался, поскольку также не имел сплошных металлических пластин, но застегивался не на боку, а на спине, причем ряды пластинок не доходили друг до друга и оставляли достаточно широкую щель. На некоторых харамаки эту щель закрывала узкая длинная пластина сэита с единственным кусадзури внизу. Как и до-мару, харамаки традиционно имел 7 кусадзури и гио-ё, а позднее и собэ.

 

Хараатэ

 

Самый простой из пластинчатых доспехов состоял из пяти рядов плетения и защищал только грудь и живот воина. Иногда он имел три кусадзури. На месте хараатэ держался с помощью кожаных или тканевых ремней, перекрещивавшихся за спиной. С ним никогда не носили шлем и мелкие части доспеха, но голову часто защищали хаппури - изогнутой пластинкой из черненого металла, закрывавшей лоб, виски и щеки. В течение многих веков этот доспех был уделом самых бедных асигару, но впоследствии его компактность оценили представители придворной военной аристократии и вплоть до конца XIX в. такой доспех часто носили с церемониальной и бытовой одеждой.

В XVI в. японские пластинчатые доспехи теряют свое значение. Эффективно защищая воина от стрел, они оказались бессильными против европейского огнестрельного оружия, с которым японцы познакомились в 1542 г. Уже через несколько лет в "стране восходящего солнца" было организовано его массовое производство и в 1575 г. 3000 аркебузиров доказали полное превосходство нового оружия в битве при Нагасино. Пришло время нового, "современного" доспеха - тосэй-гусоку.

 

Тосэй-гусоку

 

Доспехи тосэй-гусоку (или просто гусоку) изготавливались из широких многослойных металлических, реже кожаных, пластин, прочно скрепленных между собой без каких-либо зазоров, что значительно лучше защищало воина в близком бою. Кроме того, изготовление гусоку отнимало гораздо меньше времени и сил и позволяло в короткие сроки вооружить солидную армию - важное преимущество в период постоянных междоусобиц. Эти факторы обусловили широкое распространение нового доспеха, масса разновидностей которого появилась в конце XVI в. Как и их европейские аналоги, они выдерживали попадание пули на излете, не говоря уже об ударе холодным оружием.

Производство тосэй-гусоку развивалось по двум направлениям: пышные и дорогие изготавливались в единичных экземплярах для высших представителей военной аристократии, менее качественные, но дешевые производились сотнями и тысячами для рядовых пикинеров, лучников, аркебузиров. Основной частью доспеха была кираса до, по внешнему виду которой классифицируются доспехи гусоку.

 

Первым шагом к тосэй-гусоку стал появившийся в середине XV в. доспех тати-до. Характерным его отличием от родственных доспехов харамаки и о-мару была округлая форма кирасы с выраженной талией. Состоял он из задней и передней половин, соединенных по бокам матерчатыми петлями, а основой служили, как и у других кодзан-до, горизонтальные ряды небольших пластин, переплетенных цветным шелковым шнуром одосивэ, причем сочетание разных цветов на до в зеркальном отражении повторялось на кусадзури. После войны годов Онин (1467-1477 гг.) появились первые экземпляры доспеха могами-до, ставшего прообразом тосэй-гусоку. В нем горизонтальные ряды мелких пластинок хонкодзанэ были заменены изогнутыми цельнометаллическими пластинами кирицукэдзанэ, плотно переплетенными шнурами, как и в старых доспехах.

 

Производство такого доспеха занимало в 4 раза меньше времени, чем изготовление одного харамаки или до-мару. Наконец, в первой половине XVI в. окончательно оформился тип доспеха, ставший одним из самых массовых - окэгава-до. Он состоял из горизонтальных пластин, соединенных ковкой, поэтому поверхность кирасы была абсолютно гладкой, без выступающих шнуров. Обычно 5 пластин, идущих вокруг живота, наращивали 3 на груди и 4 на спине. Такая закономерность соблюдалась не всегда, и множество дешевых доспехов для рядовых изготавливалось со старым, опробованным в пластинчатом доспехе, рисунком: 4 пластины на животе, 2 - на груди и 3 - на спине. Изредка пластины шли не горизонтально, а вертикально. Типичный окэгава-до - кираса из выпуклых нагрудной и наспинной пластин, соединенных матерчатыми петлями на левом боку, и застегивающихся на правом.

Такой доспех назывался ни-маи-до. Все части соединялись шнурами и также застегивались справа на костяную или деревянную пуговицу. Особняком стояла кираса рё-такахимо из 2 или 4 раздельных пластин, при надевании соединявшихся друг с другом пуговицами на тканевых шнурах (такахимо). Наконец, всегда оставались популярными доспехи харамаки со щелью на спине и хараатэ, состоявшие из одной нагрудной пластины.

 

Окэгава-до и нуинобэ-оо были основными типами доспехов около 1550 г. На их основе возникли другие разновидности, широко распространившиеся во второй половине XVI в. Развитие окэгава-до шло и в другом направлении - к доспеху из цельнокованых листов железа, на возникновение которого во многом повлияло знакомство с европейским доспехом. Обычная кираса из 2 гладких выпуклых пластин называлась хотокэ-до. Будучи многослойной, она отличалась высокой прочностью и успешно противостояла огнестрельному оружию. Подвидами были нио-до, у которого нагрудник чеканился в виде обнаженного торса, и хатомунэ-до, где передняя пластина была не плоской, а образовывала угол, выступающий вперед. Еще одним очень прочным доспехом был сэндай-до, состоявший из толстых пятислойных пластин, скрепленных по типу го-маи-до. Самые богатые даймё могли позволить себе европейские доспехи - нанбан-до, сочетавшиеся обычно с местными деталями.

Оригинальным и весьма эклектичным вариантом была кираса катануги-до, стилизованная под облик монаха: правую половину составляла пластина в стиле нио-до, а левую - плотно переплетенные шнурами горизонтальные пластины от тати-до, причем граница проходила не по середине, а от левого плеча к правому боку, имитируя рясу.

 

Обычно до изготавливался из 2-х мм качественной стали. Наружная поверхность покрывалась несколькими слоями лака; иногда между сталью и лаком находился слой толстой кожи. Часто при лакировке добивались рельефной поверхности, имитирующей, например, структуру старых доспехов из мелких пластинок санэ. Сочетание различных материалов придавало доспеху дополнительную прочность при сохранении сравнительно небольшого веса (доспех окэгава-до с кусадзури весил 7,7-9,5 кг).

 

Будучи основным доспехом в середине XVI в., окэгава-до в конце столетия сдает свои позиции под натиском татами-до. Самый простой из всех описанных доспехов, он состоял из толстой матерчатой основы с нашитыми на нее прямоугольными или гексагональными пластинами, иногда дополнительно скрепленными звеньями кольчуги, наподобие отечественного калантаря. Дешевизна и простота в изготовлении сделали его самым массовым доспехом второй половины XVI в. и в какой-то степени униформой асигару - пехотинцев средневековой Японии. В тоже время знатные самураи из аристократических семейств продолжали использовать старые пластинчатые доспехи харамаки, до-мару и, в меньшей степени, о-ёрой, подчеркивая этим древность своего рода.

 

Все описанные доспехи держались на теле за счет достаточно узкой талии кирасы, а также с помощью широких плечевых ремней ватагами из металла, кожи или ткани, перекидывавшихся сзади наперед и пристегивавшихся пуговицей на шнуре к нагрудной пластине. Часто под ватагами прикрепляли округлые металлические пластинки кикко (аналог европейской бригантины), такие же пластины могли защищать заднюю поверхность шеи и подмышечную область. Характерной особенностью кикко был рисунок в виде шестиугольников с X-образными перехватами шнура в центре.

К плечевым ремням матерчатыми шнурами пристегивались наплечники содэ. В отличие от старых плоских и широких о-содэ, новые тосэй-содэ были небольшими и изогнутыми и лучше закрывали плечо. Обычно они состояли из 5-6 металлических выгнутых пластин, а к концу XVI в. содэ часто состояли всего из 2-3 пластин, прикрывавших только плечевой сустав. Между собой пластины соединялись шнурами. Старые большие содэ изредка надевали при "парадной форме". Иногда вместо наплечников использовали просто крыльца кохирэ из металла или пластинки кикко.

 

Снизу к кирасе матерчатыми или кожаными шнурами крепилась "юбка" (гэссан) из трапециевидных полос кусадзури. Как и содэ, каждая кусадзури состояла из нескольких горизонтальных, слегка выгнутых пластин, подвижно соединенных между собой шнурами. Тип плетения обычно был такой же, как на содэ, но часто не совпадал с плетением на до. Старый рисунок кусадзури, применявшийся в доспехах до-мару и харамаки (7 штук по 5 рядов), изменился, и теперь их обычно было 6 или 8 по 4-5 горизонтальных пластин каждая. В самом конце XVI в. встречаются отдельные от кирасы кусадзури - в этом случае они привязываются к ней с помощью кожаного пояса.

 

Кроме кирасы до, полный набор доспехов знатного самурая включал шлем кабуто с маской, 2 непременных меча и мелкие части доспеха (когусоку): наручи котэ, наголенники сунэатэ и набедренники хаидатэ. Полный комплект доспехов весил 8,3-12,5 кг, т. е. в среднем в 2-3 раза легче, чем, например, европейский максимилиановский доспех. Воины низшего ранга - асигару носили кирасу и шлем, набор остальных элементов широко варьировался.

 

Куросукэ Арисада

2005 г.