• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

БИБЛИОТЕКА


Материальная культура


Копье куда-яри

 

В эпоху Сэнгоку Дзидай появилась интересная разновидность обычного копья с прямым тонким наконечником (суяри). Речь о куда-яри, или «копье с трубкой». Как понятно из названия, оно было снабженное свободно скользящей трубкой, иногда дополненной гардой цуба. Подобная конструкция была уникальна для Японии, т.к. не встречается в других странах, даже в Китае с его просто неисчислимыми вариантами древкового оружия.

 


Как правило, боец держал трубку левой рукой, а правой мог наносить колющие удары, действую копьем как кием в бильярде. Подобные техника использовалась и при работе обычным копьем, но наличие трубки значительно снижало трение, что позволяло увеличить скорость и частоту наносимых тычковых ударов, а это являлось несомненным преимуществом на поле боя. Также копье было удобно проворачивать вокруг своей оси, и, если оно при этом уже воткнуто во врага, это создавало более широкую и тяжелую рану.

 


Исследователи до сих спорят, кто и когда изобрел подобный вид копья. Например, Хинацу Сигэтака (1660-1731) в двух своих разных работах приписывает изобретение куда-яри то Ито Киино-ками Сукэтада из Осю, то некоему Тэбо («рука-палка», явное прозвище) Саманосукэ. В «Беседах о житейских делах недавнего времени» («Киндай сэдзидан», 1733 г.) в качестве изобретателя упоминается Отани Гёбу, хозяин замка Саваяма и т.д. Но практически все сходятся на том, что изобретатель был с травмированной кистью руки (это было довольно распространенное ранение в войнах Сэнгоку Дзидай) и таким образом пытался компенсировать невозможность жесткого хвата древка. Неслучайно трубка куда-яри как правило имела завязки для крепления кисти.

 

Строение копья куда-яри

 

Крючки на гарде цуба используются для удержания трубки за стопор в походном положении

 


В оружейном эссе «Яги дзуйхицу» автор явно негативно относится к такому виду копий: «Создатель этого копья куда-яри, которое сейчас так превозносят, был мастером боя простым копьем суяри, но, когда ему отрубили большой палец на левой руке, он уже просто не мог пользоваться суяри и потому стал привязывать к запястью трубку. А его ученики позабыли, что у них все пальцы на месте, и тоже стали пользоваться трубками и теперь отговариваются, [когда им на это указывают], что делают это для скорости уколов. Вот так получается: то, что ныне почитают как чудесное искусство, в действительности восходит к трубке, которую копейщик использовал в безвыходной ситуации. Я пишу об этом не для того, чтобы рассказать об эффективности этого искусства, а чтобы указать на утрату исконной сущности копейного искусства. Слыша о том, как кто-то, не ведая принципа, использует копье с трубкой, мы должны испытывать гнев. Если будет достигнуто должное понимание [принципов копейного искусства], то трубка будет упразднена».

 


Ныне работа с куда-яри является дисциплиной некоторых школ боевых искусств, включая школу Овари Кан-рю
.

 

Копья куда-яри в школе Овари Кан-рю

Ивакири Дзёю,

декабрь 2020 г.