Накамура
Коя. История Японии
Примечание сайта "Сэнгоку
Дзидай": в тексте нами исправлена транслитирация японских
слов, имён и названий
Исторические
эпохи Японии (в хронологическом порядке)
1 БОЖЕСТВЕННЫЙ ВЕК (ДО 661 ДО Р. Х. )
До вступления на престол Императора Дзимму.
2 ДРЕВНИЙ ПЕРИОД (661 ДО Р. Х. - 592 ПОСЛЕ Р. Х. )
От Императора Дзимму до Императора Суйко.
3 ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ (592-710)
От Императрицы Суйко до основания Хэйдзё-кё (Нара).
4 ЭПОХА НАРА (710-794)
От основания Хэйдзё-кё до основания Императором Камму Хэйан-кё
(Киото).
5 ЭПОХА ХЭЙАН (794-1185)
От основания Императором Камму Хэйан-кё
до вступления на престол Императора Готоба (год падения фамилии
Тайра и назначения гвардии и вождей).
6 ЭПОХА КАМАКУРА (1185-1333)
От вступления на престол Императора Готоба до свержения Камакура
Бакуфу Императором Годайго.
7 РЕСТАВРАЦИЯ КЭММУ И ЭПОХА ЁСИНО (1333-1392)
От реставрации Императора Годайго до возвращения Императора Го-камэяма
в Киото.
8 ЭПОХА МУРОМАТИ (1392-1568)
От возвращения Императора Гокамэяма до вступления, по призыву
Императора Огимати, Ода Нобунага в Киото.
9 ЭПОХА АДЗУТИ-МОМОЯМА (1568-1600)
От вступления Ода Нобунага в Киото при Императоре Огимати до битвы
Сэкигахара во время царствования Гоёдзэй.
10 ЭПОХА ЭДО (1600-1867)
От битвы Сэкигахара во время царствования Императора Гоёдзэй
до вступления на престол Императора Мэйдзи и передачи Токутава
Ёсинобу власти Императорскому Дому.
11 ЭПОХА МЭЙДЗИ (1867-1912)
От вступления на престол Императора Мэйдзи и потери власти Токугава
Ёсинобу до смерти Императора Мэйдзи.
12 ЭПОХА ТАЙСЁ СЁВА (1912-... )
От вступления на престол Императора Тайсе.
1. ОСНОВАНИЕ ИМПЕРИИ
Японская империя - Дай-Ниппон-Тэйкоку - лежит к востоку от азиатского
материка. Находясь в северной умеренной зоне, посещаемой муссонами
с частыми и обильными дождями, Япония является одной из крупных
стран-производительниц риса в Восточной Азии.
Естественно, что при зарождении японской нации члены семьи, составившей
ядро национальной организации, заняли наивысшее, первостепенное
положение в государстве и стали почитаться всеми остальными. Семья
эта - Императорский Дом, который с того времени и поныне царствует
и управляет Империей.
Императорский Дом и японский народ свято чтят свою прародительницу
Аматэрасу-Омиками. Согласно японской мифологии, Великая Богиня,
пребывающая в Равнине Высоких Небес, или Такама-но-хара, дала
своему внуку, принцу Ниниги, следующий завет:
"Обильная земля тростниковых равнин есть та страна, которой
наши потомки должны управлять, как монархи. Поэтому, царствованный
внук, иди и управляй ею. Да сопутствует тебе счастье! Да будет
наша Императорская Династия существовать и благоденствовать так
же вечно, как небо и земля!"
Таким образом, этим божественным заветом было положено основание
Японской Империи на принципе, по которому Тэнно, Небесный Император,
представитель неизменной и единой Императорской династии, будет
царствовать и управлять страной до тех пор, пока будут существовать
небо и земля.
Аматэрасу-Омиками дала своему внуку священное зеркало Ята и сказала:
"Смотри на это зеркало так, как ты смотришь на меня".
Она дала ему это зеркало вместе со священным мечом Муракумо и
со священным яшмовым ожерельем Ясакани. Эти три священных сокровища,
как эмблемы Императорской власти, передавались и будут передаваться
от Императора к Императору, от одного поколения к другому.
Покорный завету Аматэрасу-Омиками внук ее, принц Ниниги-но-Микото,
с тремя священными сокровищами спустился на гору Такатихо, в провинции
Хюга (префектура Миядзаки). Дзимму Тэнно, первый Император Японии,
был правнуком принца Ниниги-но-Микото.
По завету Аматэрасу-Омиками, Император Дзимму предпринял большое
путешествие на восток в надежде, что его благотворная власть почувствуется
во всех уголках страны. Пройдя Внутреннее море, он прибыл в Нанива
(Осака), где бросил якорь, и решил двинуться в провинцию Ямато
(префектура Нара). Однако, когда в Ямато Императорские силы встретили
упорное сопротивление со стороны Нагасунэхико и его номинального
сюзерена, принца Нигихаяхи-но-Микото, то Император счел за лучшее
временно изменить свой маршрут. Он поплыл кружным путем вдоль
юго-восточного берега и высадился в провинции Кии (префектура
Вакаяма). Спутниками его были: ворон, названный Ятагарасу, и люди,
пожелавшие ему служить. Он совершал свой поход через крутые горы
до тех пор, пока снова не вступил в Ямато и не подчинил себе местных
вождей отдельных районов. Затем он возобновил свой поход против
Нагасунэхико. В то время, когда решительная битва была в разгаре,
прилетел золотистый коршун и опустился на лук Императора, ослепив
всех, смотревших на него. Враги в страхе обратились в бегство.
Принц Нигихаяхи-но-Микото всячески доказывал Нагасунэхико, что
он делает большую ошибку, оказывая сопротивление Императорским
силам. Однако, его увещания были бесполезны. Тогда принц Нигихаяхи-но-Микото
умертвил Нагасунэхико, а сам сдался Императору. Остальные местные
вожди и их сторонники, один за другим, изъявили покорность Императору.
Так страна Ямато подчинилась власти Императора и наслаждалась
при нем миром и благоденствием. Вскоре Император совершил торжественную
церемонию вступления на престол во дворце Касихара, у подножия
горы Унэби. Этот знаменательный год (660 г. до Р. Х. ) считается
первым годом японской национальной эры. День вступления на престол
Императора Дзимму празднуется 11-го февраля (по грегорианскому
календарю), как национальный праздник, называемый Кигэнсэцу. На
четвертый год национальной эры (657 г. до Р. Х. ) Император Дзимму
на горе Томи положил начало поклонению и воздаянию почестей богине
Аматэрасу-Омиками.
2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Из изложенного в предыдущей главе выяснилось, что Японская Империя
основана на принципе благоговейного почитания богини Аматэрасу-Омиками,
прямыми потомками которой являются наши Императоры. Этот принцип
или дух включает два элемента, именно: почитание предков и почитание
богов. На почитании предков создалось кровное единство нации,
а почитание богов привело ее к духовному единству. Оба эти элемента,
взятые вместе, послужили основой своеобразного, оригинального
государственного устройства нашей Империи.
Рассмотрим сначала вопрос о кровном единстве. Жители Японии, подданные
Императора, в течение многих столетий беспрерывно и без вмешательства
извне населяли архипелаг. В силу этого семьи их тесно слились
и смешались между собой, образовав расу, поражающую своими особенностями.
Следует отметить тот факт, что Императорская фамилия стояла в
самом центре этого национального процесса общей ассимиляции, а
поэтому можно сказать, что Императорская кровь течет в жилах всех
японцев, которые, таким образом, имеют родство друг с другом и
происходят от одного предка. Этим общим предком, вернее, прародительницей,
является Аматэрасу-Омиками.
Взаимоотношения между Императорским Домом и народом можно сравнить
со стволом и ветвями огромного дерева, ибо, если мы проследим
родословную любого японца, то установим, что он принадлежит к
роду, который несколько веков тому назад был или прямой или боковой
ветвью Императорской Фамилии.
Хотя у японцев встречается бесчисленное множество фамилий, однако,
в течение столетий стало обычаем относить их по признаку кровного
родства к четырем важнейшим группам: Минамото, Тайра, Фудзивара
и Татибана, обычно сокращаемым в Гэн-Нэи-Тоо-Кицу, согласно японизированному
произношению китайских иероглифов, которыми эти фамилии письменно
изображаются. Все Минамото, сокращенно называемые Гэндзи, известные
также под названием Сэйва Гэндзи, происходят от Сэйва Тэнно, 56-го
Императора (царствовавшего с 858 по 876 г. после Р. Х. ). Все
Тайра или Хэйкэ, или Хэйси, или же, как их часто называют, Камму
Хэйси, являются потомками Императора Камму Тэнно, 50-го Императора
(царствовавшего с 781 по 806 г. после Р. Х. ). Эти два прославленных
рода благоденствовали один за другим после того, как закатилась
звезда рода Фудзивара, потомков Амэ-но-Коянэ-но-Микото (принца,
находившегося постоянно в свите Аматэрасу-Омиками), вступивших
после реформации в период эры Тайка (645 год после Р. Х. ) путем
брачных уз в очень близкие отношения с Императорской Семьей. Что
касается Татибана, то они были потомками Бидацу Тэнно, 30-го Императора
(царствовавшего с 571 по 585 год после Р. Х. ). Возвращаясь к
аллегории дерева, со стволом которого мы осмелились сравнить наш
Императорский Дом, мы можем сопоставить упомянутые крупные фамилии
с главными ветвями, меньшие семьи - с малыми ветками и стеблями,
отдельных же членов этих родов - с бесчисленными листьями дерева.
Другими словами, Императорская Фамилия и народ, или Император
и его подданные, имея одного предка в лице прародительницы Аматэрасу-Омиками,
совершенно слились в одно целое, составляющее японскую нацию и
государство. Это кровное единство, или общность крови с Императорским
Домом, как своим ядром, действительно является одним из краеугольных
камней нашей национальной структуры.
|