• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ


Аксессуары и предметы быта


Чаша тяван
 

История
 

Первые чаши тяван появляются в Японии вместе с зеленым чаем в эпоху Нара. Тяваны используются как для чайной церемонии (тогда они называются юноми тяван), так и для более прозаических вещей – как чаша для риса (т.н. гохан тяван). Тяван для чайной церемонии сформирована под влиянием и воплощает в себе эстетику дзэн и принцип японского искусства ваби – простоты и безъизкусности.

Одной из самых интересных техник изготовления тяван является техника раку. У истоков искусства раку стоял великий Сэн-но Рикю (1520-1591), безмерно почитаемый в Японии как создатель тя-но-ю - чайной церемонии. Разработанный им ритуал чаепития, основанный на постулатах философии дзэн-буддизма, отличался исключительной скромностью, созвучностью окружающей природе, побуждал к размышлениям о смысле жизни, духовных ценностях. Подчеркнутая простота чайных домиков и комнат требовала соответствующей посуды для чаепития. И вот Сэн-но Рикю обратился к натурализовавшемуся в стране корейцу, работавшему в столице с обожженной глиной. Мастера звали Тёдзиро (1516-1592). Этот черепичных дел мастер по заказу Сэн-но Рикю вылепил и обжег в маленькой печи несколько чаш, которые вызвали настоящий восторг у великого мастера, ведь они очень точно соответствовали разработанным им идеалам чайного действа.

Основным видом керамики раку были чайные чашки тяван с высокими стенками. Также для чайного стола изготовлялись цветочные вазы, чайники и чайницы. Все изделия формовались только вручную, без помощи гончарного круга. Легкая асимметрия контура, неравномерная толщина стенок были отнюдь не оплошностью гончара, а результатом воплощения определенной художественной идеи. В создании подлинного стиля раку еще большее значение, чем формовка, играли операции обжига и обработки поверхности. Мастер Тёдзиро, опираясь на многолетний опыт в производстве черепицы, использовал технологические дефекты операций глазурования и обжига изделий для создания необычных декоративных эффектов. Сетка трещин на поверхности керамического сосуда, признаки оплавления черепка в результате чересчур высокой температуры, неаккуратно растекшаяся по стенкам глазурь только кажутся досадной случайностью, браком. В действительности же именно эта продуманная небрежность и составляла главную прелесть керамики раку. Стиль раку, родившись в 16 веке, успешно развивался на протяжении последующих столетий. Самые искусные мастера раку пользовались в Японии исключительным почетом наравне со знаменитыми художниками и поэтами. Глазури, которыми пользовался мастер Тёдзиро, содержали в своем составе соединения железа, марганца, меди и давали после обжига черный и красный цвета. Эта цветовая гамма считается "классической" для стиля раку, хотя впоследствии она была дополнена другими вариантами окраски.

Процесс изготовления
 

Изготовление чаши тяван происходило под руководством мастера Варвары Сидоровой в помещении клуба "Чайный этаж".


Варвара Сидорова

1 этап. Лепка. Для изготовления использовалось глина "шамот" в авторской рецептуре Варвары. Лепка происходила вручную (способ тэдзукури), что характерно для техники раку. За основу была взята одна из чаш тяван патриарха техники раку мастера Тёдзиро

 

 

Однако вместо классической формы (ваннари), хотелось сделать чашу более округлой (т.н. риннари тяван).

Вот что получилось:

Процесс лепки

2 этап. После лепки чаши отправились в первый обжиг. Температура обжига – около 1200 градусов. После обжига чаша меняет цвет и изрядно "худеет":

3 этап. Покрытие чаши глазурью. Используется метод проливки, а также нанесение глазури кисточкой:

4 этап. Повторный обжиг. Температура зависит от используемой глазури. В данном случае – те же 1200 градусов.

После обжига меняется оттенок цвета, появляется блеск. Готовая чаша:

По традиции чашам присваивались собственные имена. Эта чаша получила имя "Катими" ("Вкус победы").

 

Миннакири Дзёю, 2007