• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ


Доспехи


Часть V (дополнение).

Узоры шнуровки одоси

 

Шнуровка узором работает только с кэбики одоси. Сугакэ одоси, как правило, не варьируется в цвете или узоре, и в сугакэ одоси ни в коем случае нельзя использовать два шнура чередующихся цветов, как я видел в одном или двух доспехах из SCA.


Следующие ниже узоры шнуровки подходят для шнуров как из ткани, так и из кожи. При этом все же стоит руководствоваться здравым смыслом и эстетикой.


Хотя некоторые оттенки шнуровки используются независимо (как ханада, бледно-синий), многие из них, похоже, существуют в первую очередь для создания разнообразных цветовых тонов, используемых в ниой одоси и сусогу одоси. В этих узорах шнуровки цвета идут равномерно: от белого к насыщенному и темному. В ниой одоси полоса самого темного цвета — верхняя; она же — нижняя в сусогу одоси. В самых ранних доспехах первая полоса белая, затем — бледно-желтая, а затем появляется самый светлый оттенок базового цвета шнуровки. Поздние доспехи могут обойтись без желтой полосы, переходя от белого сразу к бледному оттенку базового цвета шнуровки и далее. Попадаются также, хотя и редко, модели, где цвета идут вертикально от краев (темные) к середине (белая).

 

Кон сусогу

(темно-синяя шнуровка, переходящая в белую)

Моэги ниой

(темно-зеленая шнуровка, переходящая в белую)

Мурасаки хата ниой

(фиолетовые края переходят в белый центр)

 

Термин катадори применяется к доспехам, у которых есть разница в цвете по направлению к верху брони. Когда одна или две полосы вставляются по направлению к верху, это называется [базовый цвет шнуровки]+катадори+[вставленный цвет], а когда это просто одна или две верхних полосы, цвет которых отличается от цвета остальной части доспеха, это называется [базовый цвет шнуровки]+вата+[новый цвет]. К примеру, когда верх белого цвета, это называется вата сиро. Ака вата сиро (красные доспехи с белой полосой наверху) были достаточно распространены. Обратный вариант, со шнуровкой другого цвета внизу, назывался косидори.

 

Ака вата сиро

(красная шнуровка с белым верхом)

 

Ханада катадори мурасаки

(бледно-синяя шнуровка с фиолетовой полосой по направлению к верху)

Куро вата ака

(черная шнуровка с красным верхом)

 

Моэги косидори хи ито

(зеленая шнуровка с оранжевым низом)

 

 

Иро-иро одоси не имеет установленных узоров, шнуровка чередует цвета в случайном порядке. Может быть от трех до шести разных цветов.

 

Четыре примера иро-иро одоси

 

Не спутайте иро-иро одоси с узором из двух чередующихся цветов, называемым дан одоси (досл. «ступенчатая шнуровка»). Когда второй цвет не описан — как правило, он белый.

 

Курэнай дан одоси

(чередующиеся белый и красный)

 

Один из самых экзотичных узоров — омодака одоси, названный в честь частухи подорожниковой, листья которой, как говорят, напоминает этот узор. В центре этого узора выстраивается большой треугольник, два слоя белого, затем как минимум еще два цвета, причем цвет, находящийся внутри, «заполняет» треугольник. Окружающая шнуровка — базового цвета. Также существует перевернутая версия, сага омодака одоси.

 

Хи омодака

(оранжевая шнуровка с треугольником вершиной вверх)

Моэги сагаомодака

(зеленая шнуровка с треугольником вершиной вниз)

 

Ближайший родственник омодакацудамори. Этот узор выглядит так, как будто на шнуровку доспехов нанесли только край узора. Он чаще всего встречается в оёрой; к 1600-м гг. он, судя по всему, вышел из употребления. Перевернутый узор назывался ката цумадори.

 

Ханада цумадори

(бледно-синяя шнуровка с цветными диагоналями)

 

Сиро цумадори

(белая шнуровка с цветными диагоналями)

 

Кон ката сиро ката

цумадори ака

(синяя шнуровка с белым верхом и диагональной панелью красного цвета)

 

Монгара одоси — это шнуровка, воспроизводящая на доспехах узор или простую картинку. Здесь показаны два наиболее распространенных варианта монгара: хиномару (круг солнца) и мандзю (обратная свастика, буддийский символ).

 

Куро ака хиномару гара

(черная шнуровка с красным солнцем)

 

Кон ака мандзю гара

(темно-синяя шнуровка с красной свастикой)

 

Еще один часто встречающийся пестрый узор называется сикимэ. Это подобие шахматной доски — либо в виде покрывающего все узора, либо, в сильно упрощенной вариации, образующей своего рода крест.

 

Ханада ака сикимэ

(бледно-синяя шнуровка с красными участками)

Хи мурасаки сикимэ

(оранжево-фиолетовая шахматная доска)

 

В книгах по доспехам встречается несколько других экзотических узоров, в том числе те, в которых цвета будто бы стекают волнами по доспеху, а шнуровке придают форму и покрывают узорами. Обычно это разработки периода Эдо, которым нет места в доспехах, относящихся к периоду Сэнгоку Дзидай. Существуют сохранившиеся образцы периода Сэнгоку Дзидай (например, татэваэ одоси, приведенный здесь), которые легко идентифицируются, потому что шнуровка сохраняет естественный вертикальный ход вне зависимости от используемых цветов.

 

Татэваэ одоси

 

Узоры, используемые на передней части до, повторяются на спине, на сикоро, на содэ, а также зачастую и на кусадзури; хотя иногда кусадзури просто прошнурованы шнуровкой базового цвета. Некоторые узоры переворачивались ниже талии. Т.е. на содэ и на верхней части туловища шнуровка идет в одном направлении (например, треугольники вершиной вниз), а на кусадзури — в другом (треугольники вершиной вверх). Однако это не использовалось повсеместно, а более или менее определялось вкусом владельца и эстетикой того, что выглядело хорошо, а что — нет.


В отличие от узоров, образованных применением шнуровки разных цветов в соседних рядах или определенными положениями шнуровки, кожаная шнуровка также позволяет использовать шнуровочный материал, в котором узор фактически нанесен на сам шнуровочный материал. Самая распространенная кожа с рисунком — это кодзакура гава, в которой маленькие зеленые или темно-синие цветки вишни разбросаны по бледно-желтой поверхности кожи. Второй по распространенности узор — сина гава, в котором белые «листья папоротника» напечатаны на темно-синей или серой коже. Этот узор требует значительного мастерства при изготовлении, т.к. в «правильном» исполнении изображение папоротника сохраняется поперек полос шнуровки.


Существует поразительно много доступных узоров шнуровки. Я ловлю себя на мысли сделать доспехи, используя вот эту

Назад к части V.

 

This page and all contents copyright ©2019 by Sengoku Daimyo, LLC and the authors.

Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.
Перевод публикуется с разрешения правообладателя.
Перевод - Погодаев Александр

Редактура - Ивакири Дзёю

Редактура/корректура - Фрадкина Виктория.