• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ


Доспехи


Часть VI. До (кираса)

 

До или панцирь, это самая большая и наиболее заметная часть любых доспехов. Так же, он на самом деле определяет впечатление от комплекта. Фактически, это дизайн до дает имя доспехам, будь это ёкохаги ни-май-до гусоку ("доспехи с горизонтально проклепанным двустворчатым панцирем") или го-май дангайэ харамаки-до гусоку (доспехи с панцирем из пяти секций с двумя разными стилями шнуровки в две ступени, открытые сзади").

Вы должны будете решить, какой тип доспехов вы хотите изготовить. Фактически, вы должны будете определиться с двумя разными вещами, стилем и типом. К стилю относятся такие вещи, как заклепки, шнуровка, пластинки и т.д. Может показаться, что варианты бесконечны. К типу мы относим фактически "архитектуру" доспехов.

Типы

Типы доНа тип влияет, будет ли он двустворчатым, открытым сзади, пятичастным, только нагрудником и т.п. Смотрите диаграмму для обозначения различных типов. Маленькие круги обозначают расположение петель. Некоторые из этих форм чрезвычайно редки, но диаграмма является компиляцией из двух разных руководств по доспехам, написанных японскими историками, специалистами по доспехам, и я могу только предполагать, что им известны вещи, с которыми я еще не сталкивался. (Примером служит харамаки из трех пластин, который, как я думал, был создан нами более десяти лет назад в Тримарисе. Я назвал это "сакура до" в честь Сакура Тэцуо, О.Пэл из KSCA (д-р Стив Блум), основателя Баронства An Crosaire, которому пришла в голову идея. Представьте, как я был удивлен годы спустя в Токио, найдя такую форму упомянутой в руководстве по доспехам!)

Есть некоторые вещи, которые вы можете обдумать. Если ваш вес колеблется, вы можете предпочесть вариант харамаки, хараатэ, рокумаи-до, или рё-авасэ-до. Ни один из них не требует неизменной талии, так что ничего не придет в беспорядок, если в этом месте будут какие-либо изменения. Если вы наберете или скинете вес в "обычных" доспехах — тех, что закрыты слева и открываются справа — то правая сторона либо не сойдется, либо получит слишком сильное перекрытие, из-за чего ватагами придут в беспорядок, нарушая посадку. Доспехи, которые открыты сзади или с обоих сторон, будут расходиться или сходиться равномерно, позволяя ватагами перемещаться одинаково и сохраняя правильную посадку.

Если у вас длинный стройный торс, ваше тело имеет совершенную форму для юкиносита до, являющегося вариацией го-май до.

Лично я предпочитаю до типа харамаки, и, возможно, по причинам ностальгическим (а так же из-за простоты изготовления) мне нравится стиль сакура-до.

Varieties of do and types

Стили

До мару

Доспехи, сделанные из пластинок, в которых не используются петли, открывающиеся под правой рукой, называются до мару. Похоже, они появились в одиннадцатом столетии. Их комфортность, легкость в одевании и носке, помогли им, в конечном счете, заменить о-ёрой в серьезных сражениях.

Харамаки до

Харамаки до, по существу, то же самое, что и до мару, но они открываются на спине, а не на боку. Как и до мару, они первоначально были доспехами для слуг. Позже этот термин стал применяться ко всем стилям доспехов, открывавшихся на спине.

Warrior in mogami haramaki

Этот буси одет в могами харамаки. Обратите внимание на сэй-ита ("пластину труса"), прикрывающую спину.

Цудзуми до

Эти доспехи - японский эквивалент знаменитого коат-оф-плэйт. Как правило, имели название кавадзуцуми до, поскольку они обычно покрывались кожей, хотя образцы с тканью (особенно слоями толстого шелка) так же встречались.

Они делались из кодзанэ, но для боев SCA они могут быть просто с легкостью сделаны из цельных пластин. Полосы (из пластинок или цельные) покрывались кожей или тканью, а ряды перекрестий шнура помогали скреплять кожу с пластинами.

A kawatsuzumi do

Кавадзуцуми до, 13-14 века.

Татами до

Татами означает "сворачивающийся". Эти доспехи часто можно увидеть одетыми на безымянных ордах низкоранговых вассалов в самурайских фильмах. Пластины размером с визитку, имеют прямоугольную, шестиугольную форму или их комбинации. Пластины соединяются кольчугой и пришиваются на тканевую подкладку. Дешевейшие из дешевых комплектов имеют просто пришитые к ткани пластины, без кольчужных соединений. Кусадзури может быть как обычными пластинами на шнурах, так и выполненным в той же складывающейся технике, что и до.

Two tatami-do
A tatami do

Тосэй гусоку

Тосэй гусоку (лит. "современные доспехи”) - это обозначение, данное доспехам последней половины шестнадцатого столетия, откуда вытекает название панцирей тосэй до. Их отличает более строгий силуэт, клиновидная талия и более изящный внешний вид. Более старые доспехи имели передний и задний татэагэ из двух полос (иногда три на спине), и четыре полосы в кэбики до (на торсе). Тосэй гусоку практически без вариантов имели три полосы на переднем татэагэ , четыре на спине и пять в кэбики до. Единственный способ добиться этого, конечно, это уменьшить ширину полос.

Тем не менее, были доспехи, выполненные в стиле тосэй гусоку, но по шаблонам, использующим старое число полос. Это были дешевые, или предназначенные для вассалов доспехи. Если конструкция не была ламеллярной, пропорции обычного ламеллярного до продолжали сохраняться. Квинтэссенция тосэй до - это окэгава до (см. далее).

Тосэй гусоку был основой для наибольшего разнообразия стилей доспехов за всю историю Японии. Поэтому, тут будут перечислены лишь некоторые из них.

Мару до

Мару до по существу, это название, данное тосэй гусоку, выполненному как до мару (или, если вам так больше нравится, до мару, изготовленному на почве тосэй гусоку). Так же, иногда их называют кэбики до, поскольку они прошнурованы кэбики одоси, но некоторые оружейники оставляют этот термин для тосэй гусоку, сделанных из кирицукэ дзанэ и содержащих одну или более петель. Настоящий мару до делается из хон кодзанэ без петель, как и до мару.

Three tosei gusoku do

Мару до и два основанных на мару до ни-май до. Слева настоящий мару до (сделанный из кодзанэ).В середине панцирь-ракушка из кирицукэ дзанэ. Справа двучастный панцирь из гладких, сплошных полос, прошнурованных в кэбики одоси.

Окэгава до

Окэгава до - это доспехи из склепанных полос. Окэгава означает "бока как у бочонка" и относится к очевидно бочкообразной форме панциря и его конструкции.

      Существует два варианта: ёкохаги (горизонтальный) и татэхаги (вертикальный) до. Самый распространенный вид - это ёкохаги окэгава ни-май до, в котором пластины склепаны в горизонтальные ряды, и под левой рукой расположены единственные петли. Хотя оружейники и коллекционеры могут использовать термин "двустворчатый" чтобы описать все доспехи с единственными петлями, но когда этот термин используют, как правило подразумевается окэгава до. Полосы могут быть прямыми, вырезанными, чтобы изображать пластинки, волнообразными и т.д. Заклепки обычно притоплены в поверхность, хотя приподнятые заклепки с низким куполом так же распространены.

      Это одна из наиболее часто встречающихся форм доспехов для слуг, она изготовлялась в огромных количествах как по современным шаблонам с использованием узких полос, так и по старым с их широкими полосами. Доспехи, изготовлявшиеся таким образом как массовая продукция, часто называли окаси (одалживаемый) до.

Three okegawa do

Три окэгава до, изготовленных для вассалов. Обратите внимание на "старый шаблон" из шести полос в до.

Three okegawa do

В этих трех окэгава до купола заклепок выставлены на показ, вместо того, чтобы быть плоскими вровень с поверхностью. Обратите внимание на до слева с зубчатыми пластинами.

Two tatehagi okegawa do

Эти два - татэхаги до (вертикально проклепанные панцири).

Нуйнобэ до

Нуйнобэ до - это панцири, сделанные из иё дзанэ (либо изготовленные выглядящими как иё дзанэ). Термин означает примерно "сшитый вширь" относится к горизонтальной шнуровке сита-гарами, используемой в рядах иё дзанэ. Это по настоящему элегантная форма доспехов. Она может быть выполнены в любом из нескольких типов, но наиболее часто встречается двустворчатый.

Two nuinobe do

Хотокэ до

Гладкие панцири, на которых не видно следов полос называются хотокэ до. Это японская версия округлого нагрудника. Термин Хотокэ означает "Будда" и произошло от гладкого, круглого живота буддистской статуэтки.

      Обычно они встречаются в двустворчатой форме, но го-май до (пятичастные панцири) так же распространены. Варианты из пяти пластин часто путают с юкиносита или сэндай до, но как правило (не всегда) хотокэ до выделяет отсутствие отдельной мунаита. Другой секрет состоит в том, что юкиносита до без вариантов имеет большое число наборов кусадзури, девять или одиннадцать, в то время как кусадзури на хотокэ до придерживается традиционного числа и шаблона.

Two hotoke do

Слева - репродукция известнейшего хотокэ до: одного из двух практически идентичных комплектов, принадлежавших Токугава Иэясу. Справа более простой хотокэ до, типичный для вассальских доспехов.

Юкиносита до

Единственный до, названный в честь оружейника, который можно идентифицировать, это юкиносита до. Достоверно известно, что он назван в честь Юкиносита Дэнситиро Хисайэ, разработавшего конструкцию в Сагами где-то после 1573-го года. Эти доспехи существуют только как панцири из пяти частей. Так же, они называются сэндай до в честь города на севере, который был столицей великого даймё Датэ Масамунэ, экипировавшего ими всю свою армию. Юкиносита до - очень простые доспехи, элегантные в своем отсутствии претенциозности.

      В добавок к их вытянутым, гладким поверхностям, они отличаются большим числом наборов кусадзури и использованием кохирэ (крылышек), выступающих из плечевых полос за края плечей, защищая их. Юкиносита до вообще не требовали содэ и часто не комплектовались ими.

Two sendai do

Нио до

Нио до, названные в честь класса буддистских божеств, это хотокэ до, с чеканкой, напоминающей истощенное тело голодающего монаха или старика. (Так же они стилизовались как гакихара до, в напоминание о голодных призраках буддистского ада.)

Three nio do

Могами до

Могами до - это пятичастные доспехи из цельных полос, прошнурованных сугакэ одоси вместо клепки. Некоторые признают, что варианты со шнуровкой кэбики так же будут могами до, другие нет. Некоторые так же признают любые до ламеллярной (ита моно) конструкции со шнуровкой сугакэ являющимися могами до в не зависимости, состоят они из пяти пластин или двустворчатые. Харамаки до из пяти пластин, со шнуровкой, ламеллярной конструкции, называются могами харамаки до.

Two mogami do

Хатомунэ до

Хатомунэ до (лит. “панцирь с голубиной грудью”) был навеян европейскими кирасами. Многие хатомунэ до были сделаны из привозных португальских доспехов, в то время как другие изготовлялись внутри страны по идентичным шаблонам. Кроме того, хатомунэ до создавались путем добавления брюшного ребра в окэгава или хотокэ до. По конструкции они могли быть гладкими (в одну пластину) или ламеллярными.

Hatomune doHatomune do

Первая иллюстрация изображает хатомунэ до конструкции хотокэ до. Вторая - это хатомунэ до конструкции окэгава-до (обратите внимание на волнистый узор пластин). 

Two nanban do

Это намбан до, переделанные из португальских кирас.

Дангаэ до

Дангаэ до (лит. “меняющийся шаг”) - это стиль, не являющийся стилем. Скорее, подобные доспехи - комбинации из двух или более стилей. К примеру, большая часть туловища доспехов может быть окэгава до, но две нижние полосы прошнурованы (кэбики или сугакэ), а не проклепаны, или доспехи прошнурованы сугакэ, но татэагэ и нижние полосы прошнурованы кэбики. Такие комбинации стилей были весьма обычны.

Two dangae do

Хисинуй до

Термин "хисинуй до" фактически относится к технике изготовления, которая применяется к другим стилям (почти исключительно ёкохаги окэгава до). Эта техника так бросается в глаза, что подобная конструкция перевешивает все ссылки на другие стили. Вместо заклепок или шнуровки, используются хисинуй (перекрестья шнура) либо скрепляя полосы друг с другом (в том, что иначе было бы признано ёкохаги окэгава до или нуйнобэ до), либо просто украшают гладкую поверхность (в случае хотокэ до).

Three hishinui do

Обратите внимание, что хисинуй до справа имеет перекрестья шнура, покрытые лаком.

Мунэмэнуй до

Мунэмэнуй до - это вариант хисинуй до. (Так же, их называют унамэнуй до). Вместо перекрестий шнура горизонтально вдоль пластин или поверхности до идет "бегущий стежок". Этот стежок шнуровки, бегущий вдоль поверхности полос больше всего похож на пунктирную линию, параллельную верхнему краю. На самом деле, они достаточно редки.

Three munemenui do

Причудливый хлам

Существует так же множество стилей, представляющих собой просто некрасивый причудливый хлам, который лучше оставить в списках исторических странностей, таких как кикко до, в котором весь до сделан из маленькой шестиугольной японской бригантины.

Притворяйтесь, что вы никогда о них не слышали

Части до

До легко разделяется на две части: собственно, панцирь, и кусадзури (тассеты), с третьей, всеобъемлющей категорией для различных добавок и отделочных деталей панциря.

Собственно, до

Если не уточнено, приведенная информация относится и к передним и к спинным пластинам (либо к бокам, переду и спине доспехов с несколькими петлями). Когда я пишу, что до сделан из одной пластины, понимать надо так: из одной нагрудной и одной пластины, прикрывающей спину. Если я подразумеваю ссылку на хараатэ или маэкакэ до (по существу, синонимы), я буду использовать именно эти термины.

Пластины корпуса

Главная часть панциря относится к различным стилям, описанным выше.

В доспехах, сделанных из полос, более широкие полосы, идущие вдоль того, что образует живот, называются "кабуки до" или "нагагава". Стоящие панели, передняя и задняя, называются татэагэ. Задний татэагэ шире, обычно в соотношении примерно 4:5 или 5:6 (т.е., если передний татэагэ имеет ширину 25,5 см, задний будет около 30,5-33 см). Задний татэагэ так же имеет на одну полосу больше, чем передний.

Более дешевые ламеллярные доспехи сделаны из более крупных полос, две на переднем татэагэ (три на спине) и четыре полосы в кабуки до. Более дорогие доспехи делались из узких полос, три в переднем татэагэ (четыре на спине) и пять полос в кабуки до. Вне зависимости от цены, многие окэгава до были изготовлены по так называемым старым шаблонам во время периода Эдо.

Канагу мавари

Как вы можете вспомнить из Части Первой, канагу мавари означает различные пластинки, которые крепились к туловищу в комплекте доспехов, термин, указывающий их происхождение как "цельных пластин" в доспехах, где все остальное собиралось из маленьких пластинок. Канагу мавари в до состоит из мунаита (нагрудной пластины), осицукэ-но-ита (плечевой полосы), вакиита (защиты подмышек) и ватагами (плечевых ремней).

Большинство до делались из многочисленных полос или пластин с крепящимися к ним канагу мавари (Даже сделанные из одной пластины хотокэ до могли быть изготовлены с отдельными пластинами корпуса и канагу мавари, хотя так же они могли быть из одной цельной пластины, содержавшей и формы канагу мавари.)

Различные пластины канагу мавари делаются комплектом, все в одном и том же стиле. Обычно этот стиль повторялся в козырьке шлема, если последний покрывался тисненой кожей, то же делалось и с канагу мавари. Если он полностью лакировался, то же делалось и с канагу мавари. Это не такое строгое правило, как соответствие в болтающихся деталях, в этой области отмечено больше вариантов (хотя если вы обладаете цельным восприятием эстетики японского доспеха, соответствие будет хорошей мыслью, когда вы будете делать комплект).

Простейший и самый обычный тип канагу мавари - это просто соответствующий корпусу до: если до гладкий и черный, такой же и канагу мавари, если до красный, такой же и канагу мавари. Но бывает, встречаются до, в которых канагу мавари не соответствует (к примеру, покрытый золотым лаком до с черным канагу мавари).

Пластины до в самых распространенных комплектах доспехов приклепаны к канагу мавари. Сделано ли это скрытыми (утопленными в поверхность) заклепками или с помощью более декоративных хассо бё - зависит от дороговизны и внешнего вида доспехов. В некоторых образцах пластины прикреплены к канагу мавари шнуровкой (кэбики или сугакэ, в зависимости от стиля доспехов).

Самые дешевые доспехи имеют плоский канагу мавари без каких-либо украшений. Чаще, канагу мавари слегка выгнуты наружу по верху и, особенно, на краях, чтобы предотвратить защипывание и придать чуть больше лихости внешнему виду.

Канагу мавари — или, по крайней мере, мунаита и осицукэ-но-ита — могли украшаться нарисованными или накладными геральдическими гербами. Даже в тех случаях, когда не было наложено фукурин, края могли быть выгнуты и окрашены золотом. Из-за особенностей природы лака, настоящие японские канагу мавари никогда не имели вальцованных краев, типичных для европейских доспехов, если они не делались на основе импортированных европейских кирас.

Ватагами могли жестко крепиться к осицукэ-но-ита, либо они могли быть на петлях. (Ватагами на юкиносита до, как правило, были с петлями. Они же на окаси до практически без вариантов были цельно соединенными).

Завязки и застежки

      До удерживался закрытым под правой рукой (или под обоими руками в случае рё-авасэ до) с помощью такахимо. Это петля на спинной части доспехов и пара шнуров на передней стороне, один шнур продевался через петлю и тянулся обратно, и два шнура связывались бантом.

В случае маэкакэ до (АКА хараатэ), очень длинные плечевые ремни застегивались под противоположной рукой (пересекая спину), а комбинация длинной завязки и петли внизу стягивала талию.

Пара кохадзэ (петелек) выходит из верха мунаита, к ним крепятся соответствующие концы застежек с ватагами. Пары петелек так же выходят по бокам ватагами, чтобы крепить котэ и/или содэ.

В шнурованных до, в отличие от склепанных или моделях из сплошной пластины, верхние панели крепились к ватагами или очень маленькими парами застежек, или шнурами. Комплекты цельной конструкции (те, где татэагэ проклепан или из цельной пластины) не нуждались в этой дополнительной поддержке.

Приспособления

A gyoyoОбщей деталью в большинстве наиболее дорогих доспехов был гёё, маленькая пластина в форме листа, свисающая с конца каждого ватагами. Предназначением гёё было защитить шнуры, которыми ватагами пристегивался к мунаита. Гёё украшались в том же стиле, что и остальной канагу мавари, и часто так же имели небольшой накладной герб. В компактном юкиносита до он принимал форму расширенной откидной створки на петлях, подвешенной к концу ватагами.

Доспехи, изготовленные примерно с 1620 года, либо переделанные или отремонтированные после этой даты, часто имеют пару позолоченных колец на передней части до, это жеманная вещица эры Эдо, и хотя они часто встречаются в сохранившихся доспехах, им не место в настоящих комплектах периода Сэнгоку.

Много доспехов, предназначенных для вассалов, оснащено маленькими чашевидными кармашками внизу спины и скобкой на уровне лопаток, чтобы удерживать древко для сасимоно, геральдического флажка, используемого для идентификации подразделений в поле. (Эти флажки можно повсеместно заметить в фильмах Ран и Кагэмуся.).

Доспехи, в которых не предусмотрено использование содэ могут иметь кохирэ ("маленькие крылья"), выступающие вдоль плеча из ватагами.

Многие доспехи содержат подкладочные панели на плечах, крепящиеся к ватагами. В самых дешевых доспехах, имеющих такое приспособление, эта подкладка представляет собой простую U-образную секцию вдоль плечей. Более дорогие версии включали маленькие крылышки из бригантины, выступающие за края плечей, и стоящий бригантный воротник для защиты задней части шеи. Кроме этих абсорбирующих удары деталей, в японских доспехах нет смягчающих элементов.

Цельные до в большинстве случаев имеют внутреннюю подкладку из тонкой кожи, которая приклеивается на место, а за тем лакируется. До, сделанные из пластинок, тем не менее, обычно ее не имели. Многие самые дешевые доспехи подбивались плотной тканью или парчой, приклеиваемой на место. Эта подбивка делается в последнюю очередь, когда закончена вся шнуровка и приспособления крепятся на место до того, как устанавливается подкладка. Лишь наиболее дешевые доспехи оставлялись непокрытыми.

Подкладка предназначена лишь для корпуса до. Она не включала канагу мавари, который (если требовалось) подбивался перед сборкой.

Кусадзури

Чтобы сохранить ясность, я должен разъяснить терминологию. Когда я говорю "наборы" кусадзури, я имею в виду вертикальные ряды тассет. Когда я говорю "полосы", я имею в виду индивидуальные пластины в наборе. До может иметь пять наборов кусадзури с четырьмя полосами, то есть, пять тассет окружают тело, каждый с четырьмя подвешенными пластинами.

Нет установленных правил относительно числа наборов кусадзури или полос. Меньшее число полос, более дешевые доспехи. Доспехи низших вассалов, как правило, будут иметь три или четыре полосы, в то время как доспехи для рядовых будут иметь пять и (редко) шесть штук. Наиболее распространенные доспехи будут содержать шесть или семь наборов. Если число было нечетным, нечетный кусадзури был, конечно же, спереди по центру, защищая яйца. Одна из особенностей юкиносита до — исключительно большое число наборов, часто одиннадцать.

Доспехи для вассалов будут иметь юруги ито (подвешивающую шнуровку) в сугакэ. Все остальные доспехи будут иметь юруги ито, прошнурованную в кэбики, даже если все остальные части брони прошнурованы в сугакэ одоси. Юруги ито имеет длину 10-15 см, в о-ёрой однако, она не больше, чем любой другой ряд поддерживающей шнуровки.

A tatami kusazuri section Единственная альтернатива подвешивающей шнуровке, появившаяся во второй половине шестнадцатого столетия - подвешивающая панель. Кожаная панель или ткань с легкой подбивкой, облицованная кольчугой, заняла место юруги ито. Иногда несколько рядов одосигэ акцентировано проходят вверх и вниз по каждой панели, создавая впечатление шнуровки.

Другая деталь, появляющаяся примерно в то же время - это съемный кусадзури. Вместо того чтобы быть подвешенным непосредственно к до, кусадзури свисал с узкого пояса из кожи, который, в свою очередь подвешивался к до в нескольких местах парами завязок, проходивших через маленькие отверстия. Сакакибара Кодзан признавал, что съемный кусадзури был практичной вещью, позволяя сделанным таким образом доспехам легче складываться, так же они позволяли облегчить переправу через мелкие речки простым снятием кусадзури, так что они не намокали.

Кусадзури, изображенный слева сверху, содержит обе вышеупомянутые детали: он съемный и использует покрытую кольчугой панель для подвески.

Художественное оформление

Самое заметное украшение многих доспехов, которые можно увидеть в фильмах (особенно в Сёгуне) - это изображение герба владельца на передней части до размером с тарелку. Фактически, это обычная вещь, но только на доспехах вассалов, в этом случае герб принадлежит их клану или господину. Самураи высокого ранга — те, кто мог позволить себе более заметные доспехи — в основном узнавались по стилю их шлема, по гребню их шлема, или даже их собственному персональному штандарту, который в битве носил хорошо обученный слуга. Многие сохранившиеся доспехи для вассалов имеют эту деталь, но ее нет на доспехах даймё.

Цвет пластин и шнуровка - вот истинная форма "декорирования" японских доспехов. Вопреки часто повторяемому избитому анекдоту, цвет шнуровки ничего не говорит о владельце или его намерениях. Если бы это имело место, он должен был бы волей-неволей всегда иметь несколько комплектов доспехов, с разными цветами шнуровки (сегодня я жесток, сегодня я собираюсь умереть) или изобрести способ изо дня в день расшнуровывать и опять прошнуровывать доспехи, при этом не разбирая их.

 

This page and all contents copyright © 2001, 2003 by Anthony J. Bryant.
Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.
Все права на эту страницу и ее содержимое принадлежат Энтони Дж. Брайнту.
Перевод Погодаев А.Е. КИФР "Хаттори".