• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Японские замки
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ


Доспехи


Часть XI. Котэ

 

История


Вплоть до XII столетия воины носили только один бронированный рукав на левой руке. Он служил скорее для того, чтобы мешковатый рукав верхней одежды не мешал движению тетивы, нежели для защиты. Где-то в конце 1100-х гг. стали появляться одинаковые рукава для левой и правой рук.


Я опишу типичный ранний котэ и типичный котэ позднего периода, а вы можете экстраполировать на свое усмотрение.


Котэ и сунэатэ идут комплектом, т.е. они должны соответствовать друг другу. Несмотря на то что формы пластин могут различаться, цвета, отделка и ткань подложки, как правило, совпадают (та же самая ткань подложки должна быть и на хайдатэ).


Старые котэ были мешковатыми и заходили далеко на грудь, в то время как котэ XV столетия действительно были больше похожи на рукава.


Стили


Так называемые ёсицунэ-готэ получили свое имя в честь великого героя с трагичной судьбой - Минамото-но-Ёсицунэ, который, как говорят, носил точно такие же котэ. Их характерные признаки: единственная пластина на плече, одна на предплечье, диск на локте и D-образный тэкко. Это старейший образец, типичный для XI столетия. К 1500-м гг. они вышли из моды и стали редкостью.


Типичный ранний ёсицунэ-готэ. Обратите внимание на мешковатые рукава.

Ранние котэ не носили парами, только по одному, на левой руке

 

Тезки ёсицунэ-готэ. Утверждают, что эти котэ, принадлежащие Ицукусима-дзиндзя,

носил Минамото-но-Ёсицунэ, несмотря на то что они датируются сотней лет позже


В самых древних исторических моделях использовалась старомодная выкройка ткани котэ-букуро (котэ-сумка). Образцы более позднего периода (c XV в.) делались по новой, более короткой и облегающей выкройке. Одно из самых больших отличий между котэ ранних и поздних периодов: ранний котэ надевался перед панцирем, поскольку панцирь располагался поверх ткани, в то время как поздний котэ мог быть надет после до, т.к. там не было наложения и котэ теперь удерживался пуговицами на плечевых ремнях панциря.

 

Большинство поздних котэ также были открытыми по внутренней стороне, в то время как ранние котэ шились закрытыми. На открытых образцах края стягивались зигзагообразной шнуровкой.

 

На самых ранних котэ не было кольчуги, но с 1200-х гг. широко распространились кольчужные соединительные полосы между пластинами. С 1500-х гг. кольчуга - обычная часть защиты котэ, покрывающая большую часть их поверхности и прерываемая лишь пластинами.


В период Сэнгоку существовало несколько признанных основных стилей котэ. Их идентифицировали по выкройкам предплечья, независимо от того, были ли котэ целиком выполнены в одном стиле или сделаны комбинацией разных. К примеру, бисямон-готэ, с прикрепленным при изготовлении к основе содэ, вообще не имели верхних пластин. Скорее там был встроенный содэ.

 

Бисямон-готэ. Основа покрыта кольчугой, предплечья - длинными пластинами


В период Сэнгоку сино- ("расщепленные") готэ были наиболее распространены. Вытянутые пластины сино могли иметь большие промежутки или скрепляться встык, они могли быть широкими или узкими. Сино могло быть от трех до одиннадцати или больше, обычно нечетное число. Их прикрепляли к ткани, пришивая через пары отверстий вдоль краев.


Типичные сино-готэ. Верх руки прикрыт маленькими пластинками


Три или пять скрепленных вместе широких сино фактически заключают предплечье в цельную трубу. Обычно это называлось цуцу- ("труба") готэ.


Ода-готэ, также называемые кага-готэ, обязаны своим именем школе (Ода) или региону (Кага), откуда они происходили. Их отличительной особенностью были пластины хётан-ганэ, имеющие форму тыквы (досл. "пластины-тыквы"), на предплечье, а иногда также и на плече. Эти пластины были достаточно вытянутыми, иногда ребристыми, а иногда имели петли, чтобы открываться и чтобы в полости можно было хранить лекарства или принадлежности для письма. Поскольку эти пластины были небольшими, их часто окружали маленькие прямоугольные кусочки металла, называемые икада (досл. "плоты"), плавающие в кольчуге. Ода-готэ, как правило, были в значительной степени покрыты кольчугой.

 

Ода-готэ. Хётан-ганэ в окружении икада


Томинага-готэ - это котэ с удлиненной тканевой основой, заходящей под доспехи. Они закрывают плечо и, возможно, родственны старым формам основы котэ-букуро, обычной в то время, когда носили ёсицунэ-готэ. В них может быть жарко, и, лучше защищая, они сковывают движения; не рекомендованы [историком-доспеховедом] Сакакибара Кодзан. Принадлежность котэ к томинага, разумеется, определяется по тканевому основанию, а не по пластинам, так что можно найти томинага-готэ стилей ода, сино или других.


Юбу-готэ - необычная, но заслуживающая внимания форма котэ. Это, по существу, бригантная версия котэ, в которой обычный набор пластин вложен между подкладочной и лицевой тканью. В таких котэ пластины могут быть даже сделаны из прочного пластика без какого-либо ущерба для внешнего вида. Картинка внизу - комбинация юбу-готэ/бисямон-готэ.

 


Тэкко (защита кисти) в ранних доспехах состоял из единственной пластины намадзу-ганэ (досл. "пластина зубатки", поскольку она напоминала по форме голову зубатки) и не имел защиты большого пальца. После с 1500-х гг. такая защиты кисти практически не встречалась: с этого времени большой палец, как правило, был также прикрыт. "Стандартный" тэкко из четырех частей (тыльная сторона кисти, сочлененный сустав, низ большого пальца и кончик большого пальца) на самом деле не был универсальным стандартом, хотя и был наиболее распространен. Существуют также модели из трех пластин (с единственной пластиной для всего большого пальца) и модели из двух пластин (без сочленения на суставе, с одной пластиной для большого пальца). Два последних типа можно было бы счесть подходящими лишь для доспехов вассалов, но я видел не один дорогой набор доспехов с простой защитой кисти. Похоже, это делалось для соответствия строгому стилю юкиносита-до. Действительно, один из примеров, который сразу приходит на ум, - доспехи, принадлежавшие великому Датэ Масамунэ.


Украшение


Было обычным делом наносить на тэкко мон владельца, для чего использовались чеканка, окраска, лакировка и даже накладывание кусочков металла.


Чтобы котэ выглядели внушительней, некоторые оружейники использовали несколько цветов лака и даже золотую фольгу. Кольчуга обычно была черной, но могла прерываться железными медальонами или икада золотого или ярко-красного цвета.


Конструкция


Делаем это по правилам?


Необходимо понимать, что в том виде, в котором котэ были разработаны, они небезопасны и не будут допущены к использованию для жестких боев (к примеру, формата SCA), т.к. слишком слабо защищают кисть и лишь частично прикрывают локоть. Если вы планируете сделать доспехи, которые будут использоваться в современных боевых видах спорта, в этой части помимо проблемы открытого лица кабуто вам придется пойти на максимальные уступки для безопасности и соответствия правилам.


Я видел людей, приделавших к котэ огромные чаши для защиты локтя, но, на мой взгляд, это совершенно неправильно. Если вы предпочитаете подобную защиту, прикрепите ее изнутри, пришив искусственными сухожилиями через пары отверстий к подкладке. Что я на самом деле рекомендую, так это надевать мощную локтевую подкладку и закрывать ее цельным и, разумеется, бескрылым налокотником из кожи, пластика или металла, пряча все это под котэ.


А что насчет предплечья? Да, если вы сделали цуцу-готэ, вы молодец, но выкройки здесь приведены для сино-готэ - стиля, преобладающего в XVI столетии. Если есть вероятность получить удар по предплечью, я рекомендую надевать под котэ какую-либо сплошную разновидность наручей. Эта броня должна защищать предплечье и локоть, плотно прилегать и не иметь углов, способных испортить ткань. Я сейчас ношу под котэ полную, хотя и чуть уменьшенную "европейскую" броню для рук, что позволяет мне использовать более декоративные и даже менее прочные котэ.


Великолепная защита под котэ, на мой взгляд, - это плотно прилегающие базубанды, трубчатая броня, защищающая предплечье и чашевидный подъем, защищающий локоть. Они решат обе ваши проблемы и позволят вам надевать красивые и аутентичные котэ.


Защита кисти - еще одна проблема, из-за которой придется идти на компромисс. Некоторые котэ делались со съемными тэкко, удерживаемыми на месте двумя маленькими застежками на предплечье, и оставляли запястье совершенно открытым. Обычно это были образцы периода Эдо, но я видел как минимум один, который точно был сделан до 1600 г. Я предлагаю использовать этот метод, чтобы у вас были котэ, которые можно надевать и на парад, и для боя (заменяя латными рукавицами для защиты кисти). Здесь я привожу конструкцию обычного (т.е. состоящего из одного куска) котэ, но дам советы как сделать тэкко съемным. Ниже - редкий вид котэ с полными рукавицами.

 


Первые шаги


Для начала вы должны будете решить, будет ваш котэ покрыт кольчугой или нет. Если да, читайте соответствующий раздел в главе "Перед тем как начать" и сперва сделайте себе кольчугу. Пока не утруждайтесь плетением кольчуги, но у вас должны быть готовы кольца.


Прежде чем делать что-либо еще, проверьте вашу выкройку из ткани. Вырежьте выкройку рукава из светлой парусины. Используйте парусину, потому что она придаст некоторую плотность. На выкройке вы также сможете проверить расположение пластин и те места на котэ, которые понадобится закрывать кольчугой. Очевидно, размечать нужно только одну сторону, отзеркалив ее для второй руки. Вырежьте из металла один набор пластин для котэ (хотя при желании вы можете изготовить и использовать формы из почтовых открыток). Замечу, что припуск на шов не требуется. По существу, тут нет никаких швов.


Т.к. открытая нижняя сторона законченного котэ должна сходится встык или с маленьким промежутком, состыкуйте края ткани и прилепите полоску липкой ленты (нет, я не шучу) вдоль "шва". Помните, что вы хотите сделать рукав потолще, так что не пытайтесь сделать его слишком плотно обтягивающим.
Пока ваша выкройка не имеет никакой формы на кисти, это просто большой кусок ткани, болтающийся под порывами ветра. Это потому, что выкройка для защиты кисти вырезается из ткани после того, как вы изготовите броню для кисти, и после того, как вы приделаете ее на ткань.


Натяните рукав и чуть-чуть согните руку - ровно настолько, чтобы отыскать локоть, затем отметьте самый кончик локтя с помощью маркера. Выпрямите руку, отметьте, где оказалась кисть, и примерно обведите тыльную сторону кисти. Этот контур должен приблизительно повторять форму тэкко. Снимите рукав и отрежьте близко к контуру кисти (но не прямо по нему!). Возможно, вам понадобится делать это три или четыре раза, все более приближаясь к правильному виду, пока вы не сделаете это как надо. Когда вы достигнете правильной формы, приложите тэкко, сделайте разметку вокруг пластин тэкко и отрежьте лишнюю ткань на кисти.


Положите все еще закрытый рукав на пол швом вниз. Теперь разложите все пластины на ткани. В этом месте вы проверяете рукав, чтобы убедиться, что он работает. Вы также определяете, какие заплатки из кольчуги вам понадобятся. Небольшие полоски липкой ленты помогут вам зафиксировать пластины на месте. Возможно, вам придется придерживать ткань руками, особенно если некоторые пластинки начнут смещаться. Держите их на месте.


Вновь попробуйте надеть котэ и убедитесь, что рука движется нормально. Если нет, снимите рукав и передвиньте или, если понадобится, подрежьте пластины как надо. Когда вы будете удовлетворены расположением пластин, уберите липкую ленту и разверните шов. Положите на пол ткань, на которой все еще прикреплены пластинки. Обведите пластинки по контуру маркером и снимите их. Теперь у вас есть матрица пластин для этого и будущих котэ. Если вы используете кольчугу, разметьте маркером места, где будет находиться кольчуга. Это станет вашей кольчужной матрицей.


Если вы упорно считаете, что вы сможете сразу, без пробного рукава, сделать нормальный котэ, вы можете делать это прямо на ткани основы. После того как вы сделаете несколько котэ, вы с легкостью сможете делать это, но для вашей первой пары я не советую пропускать этот предварительный шаг.


Теперь вы готовы приступать непосредственно к изготовлению котэ.


Ткань

Вырежьте выкройки из трех различных видов ткани для каждого котэ, который вы будете делать, согласно разъяснениям, данным в главе "Перед тем как начать". Один слой ткани - это иэдзи (т.е. основание, или лицевая ткань, которая также используется как лицевая ткань для ваших сунэатэ и хайдатэ). Второй слой добавляет плотности. Заключительный слой - внутренняя подкладка.

Вырежьте выкройки. Сложите слои ткани в правильном порядке и пробегите стежком по самому краю. Не беспокойтесь о внешнем виде этого шва - его все равно скроет окантовка. Если вы делаете котэ прямо по представленному шаблону, то не следует обрезать ткань кистевой секции до тех пор, пока вы не сделаете пластины для защиты кисти и не закрепите их на ткани. Теперь отложите ткань в сторону. Мы вернемся к ней позже.

 

Многие котэ были подбиты под тэкко оленьей кожей. Подробнее смотрите на иллюстрации слева.


Металлические части


Вы должны использовать для котэ хороший, прочный металл, хотя можно обойтись и вареной кожей куир-буилли, если вы покрасите ее в черный цвет, чтобы придать вид лакированной. Я предлагаю использовать кожу лишь в том случае, если вы собираетесь надевать под котэ цельнометаллическую защиту руки. Если вы делаете парадную броню, подойдет сталь 0,75 мм. Если же для боя - вам надо делать несъемные пластины из стали 1,9 мм, а съемные (например, съемный тэкко) - из 1,2 мм. Возможно, вы захотите использовать и более толстую сталь, чтобы держать удары.


Вырежьте два набора пластин по шаблонам: один для левого котэ и один - для правого. Пометьте их - и вы не сделаете два набора пластин на одну и ту же руку, как это сделал я.


До того как делать что-то еще, разметьте и пробейте или просверлите все отверстия. Будьте аккуратны, не наделайте лишних отверстий. Вам нужны пары отверстий по краю пластин, чтобы пришить их к основе, а отверстия для кольчуги вам понадобятся только в том случае, если вы ее используете, и только там, где она будет. Во всяком случае, вы не должны пробивать отверстия под кольчугу практически до конца процесса.

 

Сделайте кольчужное покрытие согласно вашему шаблону.


Придайте небольшую продольный изгиб сино. Вытяните пластину для локтя. Придайте форму тэкко.
Покрасьте все ваши металлические детали.


Присоедините (если надо) кольчугу к пластинам. Положите пластины и кольчугу на тканевую основу. Используя красный шелк для вышивания (или шелк цвета, совпадающего с цветом вашего "лака"), пришейте пластины и кольчугу к основе рядом узлов вдоль краев и в нескольких дюжинах других мест.

 

Если вы делаете ёсицунэ-готэ без кольчуги, не пробивайте отверстия по краям пластин для кольчуги, просто пробейте пары отверстий по краям пластин, чтобы привязать их к тканевой основе.


Обрежьте ткань основы вокруг кисти, чтобы придать ей форму, близкую к тэкко. Пришейте широкую полосу косой бейки вдоль краев основы и поверх краев тэкко. Это относится только к "современным" котэ. Если вы делаете ёсицунэ-готэ, лента пришивается только по краю основы, а тэкко крепится и пришивается тем же способом, что и все остальные пластины.


Шнуры и завязки

По внутренней стороне руки пришейте несколько петель из тесьмы. Лучший способ - это пришить длинную полоску, так чтобы петли появлялись и прятались вдоль всего разреза. Она нужна, чтобы завязывать рукав. Вы должны продеть вторую узкую полоску шнура примерно 1,2 м длиной через петли - на манер того, как шнуруется обувь. Это позволит вам затягивать и ослаблять рукав. Свободные концы выходят у запястья и должны быть достаточно длинными, чтобы четыре или пять раз обмотать их вокруг запястья и завязать узел.

 

Маленькая петля через сустав большого пальца и вторая, между суставом безымянного пальца и кистевой пластиной, фиксируют тэкко на кисти.

 

Ёсицунэ-готэ надеваются под броню и, соответственно, раньше панциря. Чтобы они держались, у них есть одна или две пары шнуров на верхнем крае. Если набор шнуров один, они выходят из краев и связываются под противоположной рукой. (Это аналогично системе крепления рукава лучника, который является, по существу, мешковатым котэ без пластин или тэкко.) Две пары шнуров, скорее всего, покажутся вам и более удобными, и более надежными. Вторая пара идет от переднего и заднего краев плечевой пластины. Этот шнур завязывался на дальней стороне шеи (т.е. левый котэ привязан под правой рукой и справа от шеи).


Современные котэ держатся на двух застежках (застежках-"папах"), выступающих спереди и сзади на плечевой пластине. Эти застежки прикрепляются к застежкам-"мамам" на ватагами (плечевых ремнях).

 

Внутренняя сторона современных котэ.

Обратите внимание на кожаную "подложку" тэкко и на шнур, стягивающий края друг к другу

 

Съемный тэкко

Фотография, приведенная здесь, показывает сохранившийся котэ без тэкко. Стиль представляет собой редкую кольчугу, соединяемую небольшим количеством икада.


Для этой модели ткань должна оканчиваться около запястья, как на обычном длинном рукаве. Тэкко присоединен к тканевой панели, которая надевается поверх него как перчатка. Лучший способ достичь этого - сделать металлическую полосу приблизительно 50 мм длиной и достаточно широкую, чтобы окружить запястье.

 

Скруглите углы - острые края здесь ни к чему. Сверните ее в овал, но не скрепляйте края заклепками либо еще как-нибудь: оставьте ее, чтобы рука входила в нее как в браслет. Покройте эту полосу тканью с обеих сторон (нормально будет посадить на клей), а к ней прикрепите тэкко обычным способом, как если бы это был край котэ.


Добавьте две застежки-"папы" на запястье. Приделайте две соответствующих застежки-"мамы" на котэ. Завязка (два шнура, по одному с каждой стороны) в открытой части запястья завершают работу.


Для парада наденьте тэкко, застегните застежки и обмотайте запястье шнурами. Для боя снимите тэкко и наденьте боевые рукавицы.


Латные рукавицы


Я не собираюсь давать тут выкройки, поскольку выкроек латных перчаток пруд пруди. Они не строго японские, но вы можете кое-что сделать, чтобы они были в тему - например, покрасить металл в тот же самый цвет, что и остальные пластины, и даже сделать шнуровку между секциями, чтобы заставить это выглядеть более "по-японски". Нарисовать ваш мон на тыльной стороне кисти - еще один путь сделать рукавицы более приемлемыми эстетически.


Да, не забудьте сделать подкладку на внутренней стороне запястья, чтобы предотвратить трение о пластины на запястье котэ.


Галерея котэ


Следующие изображения ссылаются на большие картинки (некоторые - очень большие), которые отобразятся во всплывающем окне, чтобы вы могли посмотреть на несколько котэ.

 

 

 

 

 

 

This page and all contents copyright ©2019 by Sengoku Daimyo, LLC and the authors.

Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.
Перевод публикуется с разрешения правообладателя

Перевод Погодаев Александр, редактура Ивакири Дзёю, редактура/корректура Фрадкина Виктория (с) 2022