• Главная страница
• Архив новостей
• Карта сайта
• Официальные документы
• Мероприятия
• Участники
• История Феодальной Японии

• Культура

• Исторические битвы
• Исторические личности
• Материальная культура
• Читальный зал
• Прочее
• Доспехи
• Вооружение
• Костюм
• Аксессуары и предметы быта
• Доска позора
• Форум
• Контакты

 

 

 

________________

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ


Доспехи


Часть XI. Котэ

История

До двенадцатого столетия воины носили только один бронированный рукав на левой руке. Это скорее был плотный защитный рукав на пути тетивы, чем элемент брони. Где-то в конце 1100-х стали появляться одинаковые рукава для левой и правой рук.

Я опишу типичный ранний котэ и типичный котэ позднего периода, а вы можете экстраполировать по своему желанию.

Котэ и сунэатэ брались как комплект, т. е. они должны соответствовать друг другу. И даже если различались формы пластин, цвета, украшения и ткань основы были, как правило, одинаковыми. (Та же самая ткань основы должна быть и на хаидатэ).

Старые котэ были мешковатыми и заходили далеко на грудь, в то время как котэ пятнадцатого столетия действительно были больше похожи на рукава.

Стили

Так называемые ёсицунэ-готэ получили свое имя в честь великого героя с трагичной судьбой Минамото но Ёсицунэ, который, как говорят, носил точно такие же котэ. Их отличают единственная пластина на плече, единственная на предплечье, диск на локте и D-образный тэкко. Это старейший образец, типичный для одиннадцатого столетия. К 1500-м ими можно было пользоваться лишь как сувениром.

 

Ранние ёсицунэ-готэ
Типичные ранние ёсицунэ-готэ. Обратите внимание на мешковатый рукав.

Ранние котэ не одевались парами, был только один для левой руки.

 

Ёсицунэ-готэ Оямадзуми-дзиндзя
Тезки ёсицунэ-готэ. Собственность Ицукусима Дзиндзи, эти котэ возможно одевал Минамото но Ёсицунэ,

несмотря на то, что они датируются на сотню лет позже него.

 

В настоящих, старых образцах, использовалась старомодная выкройка ткани котэ-букуро (котэ-сумка). Образцы более позднего периода (c 15-го века) делались по новой, более короткой и облегающей выкройке. Одно из самых больших отличий между котэ ранних и поздних периодов – то, что ранний котэ одевался перед панцирем, так что панцирь лежал поверх ткани, в то время как поздний котэ мог быть одет после до, так как там не было наложения, и котэ теперь удерживался пуговицами на плечевых ремнях панциря. Большинство поздних котэ так же были открытыми по внутренней стороне, в то время как ранние котэ шились закрытыми. На открытых образцах края стягивались вместе бегущим зигзагом шнуровки.

На самых ранних котэ не было кольчуги, но с 1200-х стали обычным кольчужные соединительные полосы между пластинами. С 1500-х кольчуга – обычная часть защиты котэ, покрывающая большую часть их поверхности и прерываемая лишь пластинами.

В период сэнгоку существовало несколько основных стилей распознавания котэ. Их идентифицировали по выкройкам предплечья, независимо от того, были ли котэ целиком выполнен в одном стиле или был сделан из комбинации разных. К примеру, бисямон-готэ, с прикрепленным при изготовлении к основе содэ, вообще не имел верхних пластин. Скорее, он имел встроенный содэ.

 

Бисямон-готэ
Бисямон-готэ. Основа закрыта кольчугой, предплечья пластинами.

 

В период Сэнгоку сино (“пластинчатые”) котэ были наиболее распространены. Сино могли иметь большие промежутки или скрепляться встык, они могли быть широкими или узкими. Сино могло быть от трех до одиннадцати или больше, обычно нечетное число. Они прикреплялись к ткани, пришиваясь через пары отверстий вдоль их краев.

 

Сино-готэ
 Типичные сино-готэ. Верх руки прикрыт маленькими пластинками.

 

Три или пять широких сино, скрепленных вместе, могут превратить предплечье практически в твердую трубу. Обычно это называлось цуцу (“труба”).

Ода-готэ, так же называемые кага-готэ, назывались по школе (Ода) или региону (Кага), откуда они происходили. Их отличительной особенностью были имеющие форму тыквы пластины хётан-ганэ (лит. “пластины тыквы”), на предплечье и, иногда, на верхней части руки тоже. Эти пластины были хорошо выгнуты, иногда ребристыми, и, иногда, могли открываться, чтобы в полости можно было хранить лекарства или принадлежности для письма. Поскольку эти пластины были небольшими, часто их окружали маленькие прямоугольные кусочки металла, называемые икада (лит. “плоты”), плавающие в кольчуге. Обычно, Ода-готэ были изрядно покрыты кольчугой.

 

Ода-готэ
Ода-готэ. Хётан-ганэ окружены икада.

 

Томинагэ-готэ – это котэ с удлиненной тканевой основой, заходящей под доспехи. Они закрывают плечо и возможно принадлежат к разновидности, родственной старым формам основы котэ-букуро, обычной в то время, когда носили ёсицунэ-готэ. В них может быть жарко, и, хотя они лучше защищают, они могут сковывать движения, а потому не рекомендовались Сакакибарой Кодзаном. Принадлежность котэ к томинага, конечно, определяется по тканевому основанию, а не по пластинам, так что можно найти томинага-готэ-ода, -сино или других стилей.

Юбу-готэ это необычная форма котэ, но заслуживающая внимания. Это по существу бригантинная версия котэ, в которой обычный набор пластин котэ располагается между подкладочной и лицевой тканями. В таких котэ пластины могут быть даже сделаны из прочного пластика без какого-либо ущерба для внешнего вида. Картинка внизу это комбинация юбу-готэ/бисямон-готэ.

Тэкко (защита кисти) в ранних доспехах это единственная пластина намазу-ганэ (лит. “пластина зубатки”, поскольку она напоминала по форме голову зубатки) и не имела защиты большого пальца. С 1500-х годов такой защиты кисти практически не существует С этого времени защита кисти как правило прикрывает и большой палец. “Стандартный” текко из четырех частей (тыльная сторона кисти, сочлененный сустав, низ большого пальца и кончик большого пальца) на самом деле не универсален, хотя и наиболее распространен. Существуют так же модели из трех пластин с единственной пластиной для всего большого пальца, и модели из двух пластин, без сочленения на суставе с одной пластиной для большого пальца. Эти два типа можно было бы счесть дешевой броней, но я видел не один дорогой набор доспехов с простой защитой кисти. Похоже, это делалось для соответствия строгому виду юкиносита-до. Действительно, один такой пример, который сразу приходит на ум – доспехи, принадлежавшие великому Датэ Масамунэ.

Украшение

Было обычным делом помещать на текко мон владельца, для чего использовались чеканка, окраска, лакировка и даже накладывание кусочков металла.

Чтобы котэ выглядели внушительней, некоторые оружейники использовали несколько цветов лака или даже золотую фольгу. Кольчуга обычно была черной, но она могла прерываться железными медальонами или икада из золота или ярко-красного цвета.

Конструкция

Делаем это соответствующим правилам?

Необходимо понимать, что в том виде, в котором они были разработаны, котэ не безопасны для боев формата SCA. Они слишком слабо защищают кисть и локоть прикрыт лишь в небольшой области. Кроме проблемы открытого лица в кабуто, в этой части вам придется пойти на максимальные уступки для соответствия правилам.

Я видел людей, приделавших огромные чаши для защиты локтя, но для меня это слишком грубо. Если ваш метод защиты – это использование подобной реальной защиты локтя, вы должны прикрепить ее изнутри, пришив через пары отверстий и искусственно укрепив подклад. Что я на самом деле рекомендую, так это одевать мощную локтевую подкладку под котэ, и закрывать ее сплошной, безкрылой (конечно!) локтевой чашей из кожи, пластика или металла.

А что насчет вашего предплечья? Да, если вы сделали цуцу-готэ, вы молодец, но выкройки здесь для сино-готэ, стиля, преобладающего в 16-м столетии. Если вы любите получать по рукам, я рекомендую одевать какую-либо сплошную разновидность наруча под ваш котэ. Эта броня должна защищать предплечье и локоть, и плотно прилегать, не имея углов, способных испортить ткань. Я сейчас ношу полную, хотя и чуть уменьшенную, “европейскую” броню для рук под моими котэ, что позволяет мне использовать более декоративные и даже менее структурно насыщенные котэ.

 Великолепная защита под котэ, на мой взгляд, это плотно прилегающие базубанды, трубчатая броня, защищающая предплечье и чашевидный подъем, защищающий локоть. Они решат обе ваши проблемы и позволят вам одевать привлекательные и аутентичные котэ.

Защита кисти – еще одна проблема, из-за которой придется идти на компромисс. Некоторые котэ делались со съемными тэкко, удерживаемыми на месте двумя петельками, на предплечье, оставлявшими котэ с совершенно открытым запястьем. Обычно, это были образцы периода Эдо, но я видел как минимум один, о котором я знал, что он был сделан до 1600-го года. Я предлагаю использовать этот метод, чтобы у вас были котэ, которые можно одевать как наряд и для боя (заменяя латными рукавицами для защиты кисти). Здесь я приведу конструкцию обычного (т.е., состоящего из одного куска) котэ, но дам советы как сделать тэкко съемным. Ниже – редкий котэ с полностью защищенной кистью.

Котэ с полной варежкой

Первые шаги

Для начала вы должны решить, будет ваш котэ покрыт кольчугой или нет. Если да, читайте раздел Кольчуга в главе “Перед тем, как вы начнете”, и сперва делайте вашу кольчугу. Пока не утруждайтесь “плетением” кольчуги, но у вас должны бить готовые кольца.

Прежде чем делать что-либо еще, проверьте вашу выкройку из ткани. Вырежьте выкройку рукава из светлой парусины. Используйте парусину, потому что она придаст некоторую плотность. На выкройке вы так же сможете проверить расположение пластин и где вам понадобиться закрывать котэ кольчугой. Очевидно, размечать и использовать нужно только одну сторону, зеркально поменяв ее для второй руки. Вырежете из металла один набор пластин для вашего котэ (хотя вы можете использовать формы из почтовых открыток, если желаете). Замечу, что допуск на шов не требуется. По существу, тут нет никаких швов.

Так как открытая сторона законченного котэ должна сходится встык или с маленьким промежутком, состыкуйте края ткани и прилепите полоску липкой ленты (нет, я не шучу) вдоль “шва”. Помните, что вы хотите сделать ваш рукав потолще, так что не пытайтесь сделать его слишком плотно обтягивающим.

Пока ваша выкройка не имеет никакой формы на кисти, это просто большой кусок ткани, болтающийся под порывами ветра. Это потому, что выкройка для защиты кисти вырезается из ткани после того, как вы сделаете броню для кисти и приделаете ее на ткань.

Натяните рукав и чуть-чуть согните руку – только чтобы найти ваш локоть – и пометьте самый кончик вашего локтя с помощью карандаша. Выпрямите руку и отметьте, где оказалась ваша кисть, и примерно обведите тыльную сторону вашей кисти. Этот контур должен примерно повторять форму тэкко. Снимите рукав и отрежьте близко к (но не прямо по!) контуру вашей кисти. Возможно, вам понадобится делать это три или четыре раза, приближаясь ближе и ближе к правильному виду, пока вы не сделаете это как надо. Когда вы достигнете правильной формы, приложите тэкко, обведите вокруг вашей пластины тэкко и отрежьте лишнюю ткань на кисти.

Положите все еще закрытый рукав на пол. Теперь разложите все пластины на ткани. Тут вы проверяете рукав, чтобы убедиться, что он работает. Так же, вы определяете, какие заплатки из кольчуги вам понадобятся. Небольшие полоски липкой ленты помогут вам удержать пластины на месте. Возможно, вам придется двигать ткань, особенно, если пластинки мало обмотаны, но удерживайте их на месте.

Вновь попробуйте одеть котэ и проверьте, что рука нормально движется. Если нет, снимите рукав и передвиньте или, если понадобиться, подрежьте пластины как надо. Когда вы будете удовлетворены расположением пластинок, уберите липкую ленту и разверните шов. Положите на пол вашу ткань, на которой все еще прикреплены пластинки. Обведите пластинки по контуру карандашом и снимите их. Теперь у вас есть матрица пластин для этого и будущего котэ. Если вы используете кольчугу, разметьте карандашом места, где будет находиться кольчуга. Это будет ваша кольчужная матрица.

Если вы упорно считаете, что вы можете сразу сделать нормальный котэ без этого пробного рукава, вы можете делать это прямо на ткани основы. После того, как вы сделаете несколько котэ, вы с легкостью сможете делать так, но для вашей первой пары я не советую пропускать этот предварительный шаг.

Теперь вы можете приступать к изготовлению самого котэ.

Ткань

Выкройки котэ Вырежете выкройки из трех видов ткани для каждого котэ, который вы будете делать, согласно объяснениям, данным в главе “Перед тем, как вы начнете”. Один слой – это иэдзи (т.е., основание или лицевая ткань, которая так же используется в ваших сунэатэ и хаидатэ. Второй слой служит наполнителем. Заключительный слой – внутренняя подкладка.

Тэкко с внутренней стороны Вырежьте выкройки. Правильно сложите ткань и прошейте по самому краю. Не беспокойтесь о внешнем виде этого шва, его все равно закроет окантовка. Если вы делаете котэ прямо по представленным образцам, вам не надо отрезать ткань в кистевой секции до тех пор, пока вы не сделаете пластины для защиты кисти и не закрепите их на ткани. Теперь отложите ткань в сторону. Мы вернемся к ней позже.

Многие котэ были подбиты под тэкко оленьей кожей. Подробней смотри на иллюстрации слева.

Металлические части

Выкройки котэ-канмури-ита Вы должны использовать для котэ хороший, прочный металл, хотя вы можете обойтись и куир-буилли если вы покрасите его в черный, чтобы он напоминал лакированную кожу. Я предлагаю использовать кожу лишь в том случае, если вы собираетесь одевать под котэ сплошную защиту руки. Если вы делаете броню в качестве наряда, сталь 0,75 мм подойдет. Если же для боя, вам надо делать постоянные пластины из стали 1,9 мм, а съемные (например, съемный тэкко) – из 1,2 мм. Возможно, вы захотите использовать и более толстую сталь, чтобы противостоять ударам.

Выкройки для изготовления тэкко Вырежьте два набора пластин по шаблонам, один для левого котэ, один – для правого. Пометьте их, и вы не сделаете два набора пластин на одну руку, как я.

Выкройки для хидзиганэ До того, как делать что-то еще, разметьте и пробейте или просверлите все отверстия. Будьте аккуратны, не наделайте лишних отверстий. Вам нужны пары отверстий по краю пластин, чтобы пришить их к основе, отверстия для кольчуги вам понадобятся только в случае, если вы ее используете и только там, где она будет. Во всяком случае, вы не должны пробивать отверстия под кольчугу практически до конца процесса. Выкройки для икада

Сделайте кольчужное покрытие согласно вашему шаблону.

Придайте небольшую продольную кривизну сино. Вытяните пластину для локтя. Придайте форму тэкко.

Покрасьте все ваши металлические детали.

Plate pattern for a classic yoshitsune-goteПрисоедините (если надо) кольчугу к пластинам. Положите пластины и кольчугу на основание. Используя красный шелк для вышивания (или цвета, совпадающего с цветом вашего “лака”), пришейте пластины и кольчугу к основанию рядом узлов вдоль всего края и в нескольких дюжинах других мест. Выкройки сино для сино-готэ

Если вы делаете ёсицунэ-готэ без кольчуги, не пробивайте отверстия по краям пластин для кольчуги, просто пробейте пары отверстий по краям пластин, чтобы крепить их на тканевом основании.

Обрежьте ткань основания вокруг кисти, чтобы она плотно прилегала к тэкко. Пришейте полосу широкой черной окантовки вдоль краев основания и поверх краев тэкко. Это относится только к “современным” котэ, если вы делаете ёсицунэ-готэ, лента пришивается только по краю основания, тэкко пришивается так же, как и все остальные пластины. Patterns for a hyotan gane

Вязки и шнуры

Tying under the kote По внутренней стороне руки пришейте несколько петель шнура. Лучший способ - это пришить длинную полоску так, чтобы петли шли сверху и снизу по открытой части. Это нужно, чтобы завязывать рукав закрытым. Вы должны продеть вторую узкую полоску шнура примерно четыре фута длиной через петли на манер того, как шнуруется обувь. Это позволит вам затягивать и ослаблять рукав. Свободные концы выходят у запястья и должны быть достаточно длинными для того, чтобы четыре или пять раз обмотать их вокруг запястья и завязать узел.

Маленькая петля через сустав большого пальца и вторая между суставом безымянного пальца и кистевой пластиной удерживают тэкко на кисти.

Ёсицунэ-готэ одевались под броню, и, соответственно, одевались раньше панциря. Чтобы они держались, на них делали одну или две пары шнуров, идущих от верхнего края. Если набор шнуров один, они идут от краев и связываются под противоположной рукой. (Это аналогично системе крепления рукава лучника, который являлся по существу мешковатым котэ без пластин или тэкко.) Две пары кажутся более удобными и надежными одновременно. Вторая пара идет от переднего и заднего края плечевой пластины. Этот шнур завязывался на дальней стороне шеи (т.е., левый котэ привязан под правой рукой и справа от шеи).

Современные котэ были разработаны удерживаемыми на двух застежках (застежка-“папа”), выступающих на передней и задней частях плечевой пластины. Эти застежки прикреплялись к застежкам-“мамам” на ватагами (плечевых ремнях).

Котэ с внутренней стороны
Внутренняя сторона современных котэ. Обратите внимание на кожаную подложку тэкко и на шнур, стягивающий края вместе.

Съемный тэкко

Котэ без тэкко Для этой модели ткань должна оканчиваться около запястья, как на обычном рукаве. Тэкко присоединен к куску ткани, который надевается поверх котэ как рукавица. Лучший способ достичь этого – сделать металлическую полосу приблизительно 50 мм длиной и достаточно широкую, чтобы окружить ваше запястье. Скруглите углы, острые края здесь ни к чему. Сверните ее в овал, но не скрепляйте края ковкой либо еще как-нибудь; оставьте ее так, чтобы ваша рука входила в нее как в браслет. Покройте эту полосу тканью с обоих сторон (нормально будет приклеить), к ней прикрепите тэкко обычным способом, как если бы это был конец котэ.

Тут фотограф показывает существующий котэ без тэкко. Стиль – редкая кольчуга, соединяющая небольшое количество икада.

Добавьте две застежки-“папы” позади запястья. Приделайте две застежки-“мамы” соответственно на котэ. Завязка (два шнура, по одному с каждой стороны) в открытой месте запястья завершают эту часть.

Для костюма оденьте тэкко, застегните застежки и обмотайте запястье шнурами. Для боя снимите тэкко и наденьте боевые рукавицы.

Латные рукавицы

Я не собираюсь давать тут выкройки для них, так как таковых существует больше дюжины. Они не строго японские, но вы можете кое-что сделать, чтобы они были в тему. Покрасьте металл в тот же самый цвет, что и остальные пластины, вы даже можете сделать шнуровку между секциями, чтобы заставить это “смотреться” более по-японски. Нарисовать ваш мон на тыльной стороне кисти – другой путь сделать рукавицы более приемлемыми эстетически.

А - не забудьте сделать подкладку в запястье рукавиц, чтобы предотвратить трение о пластины запястья котэ.


Галерея котэ

Следующие изображения имеют ссылки на большие картинки (некоторые очень большие) которые отобразятся в отдельном окне чтобы вы могли посмотреть на несколько котэ.

Ода-готэ Ода-готэ
Сино-готэ Кусари-готэ
Цубо-готэ Сино-готэ
Сино-готэ Ода-готэ
Ода-готэ Сино-готэ
Бисямон-готэ Убу-готэ

 

This page and all contents copyright © 2001, 2003 by Anthony J. Bryant.
Copying or transmission in all or part without express written permission is forbidden.
Все права на эту страницу и ее содержимое принадлежат Энтони Дж. Брайнту.
Перевод Погодаев А.Е. КИФР "Хаттори".

 

Выкройки по ссылкам находятся на сайте КИФР "Хаттори"