• К списку статей
• На сайт "Сэнгоку Дзидай"

 

 

 

________________

 

 

ВСЯКОЕ РАЗНОЕ О ЯПОНИИ


Транспорт


Скоростные поезда синкансэн

 

 

Японское слово "синкансэн" известно в мире уже практически наравне со словами "сакура", "катана" или, прости господи, "суши".

Несмотря на очевидный экономический спад последних лет в Японии, синкансэн до сих пор является неоспоримым символом достижений японской промышленности и науки. Скоростные поезда японской разработки по многим параметрам все еще держат мировое первенство, хотя на пятки им наступают творения инженеров Китая, Кореи и Европы.

 

 

"Синкансэн" переводится как "новая магистральная линия" или "новая магистраль". Связано это с тем, что до появления синкансэна со стандартной европейской шириной колеи в 1435 мм в Японии была только узкоколейная сеть железных дорог.

 

Первая железная дорога появилась в Японии в 1872 г. и соединяла города Токио и Йокогама. Железная дорога была построена по английской технологии, и решение о применении узкой, так называемой капской колеи (1067 мм) принималось японским правительством в том числе с учетом рекомендаций английских инженеров. Считалось, что узкая колея окажется оптимальным вариантом для Японии с учетом ее гористого рельефа и ее строительство обойдется дешевле.

 

Предком синкансэна стал экспресс Кодама, который соединил столицу Токио и бизнес-столицу Осака в 1958 г. Он двигался еще по старой колее и развивал скорость 110 км/ч. Время поездки составляло 6,5 часов. Популярность Кодама, особенно среди бизнесменов, дала серьезный толчок к созданию суперскоростной линии синкансэна. В знак благодарности патриарху скоростного транспорта один из маршрутов современного синкансэна до сих пор носит имя Кодама.

 

Экспресс Кодама

 

Строительство первой линии синкансэн началось в марте 1959 г., и в его удачном завершении немалую роль сыграло то, что Токио был выбран городом проведения Олимпийских игр 1964 г. Под строительство "к Олимпиаде" были выделены дополнительные средства, т.к. кредита, выделенного в 1961 г. Всемирным банком, катастрофически не хватало. 1 октября 1964 г. в торжественной обстановке в присутствии императора Хирохито из Токио был пущен первый поезд линии синкансэн. Он развивал скорость в 210 км/ч и достигал Осака за 4 часа.

 

Пуск первого синкансэна

 

Распространенное народное название поездов синкансэн - "поезд-пуля". Оно возникло не только из-за скорости поездов, но и из-за формы локомотива первых моделей (серия 0). Ныне поезда синкансэнов скорее напоминают космические корабли.

 

В настоящее время в Японии семь основных линий синкансэн, которые обслуживаются пятью компаниями крупнейшей японской железнодорожной корпорации Japan Railways (JR Group). Однако маршруты синкансэнов, которые в Японии имеют собственные имена, не совпадают с линиями: один маршрут может проходить через несколько линий. Кроме того, на одном маршруте используются разные типы поездов. Часто станции для синкансэна не интегрировали в уже имеющиеся терминалы, а строили собственные в новых местах. В этом случае в названии станций присутствует приставка "син" ("новая").

 

 

Линия Токайдо открыта в 1964 г. Соединяет Токио и станцию Син-Осака.

 

Линия Санъё открыта в 1972 г. Соединяет Син-Осака и станцию Хаката на острове Кюсю. Между островами Хонсю и Кюсю проложен железнодорожный туннель Каммон.

 

Линия Дзёэцу открыта в 1982 г. Соединяет станцию Омия (на самом деле Токио) с городом Ниигата.

 

Линия Хокурику открыта в 1997 г. (продлена в 2015 г.). Соединяет станцию Такасаки с городом Канадзава.

 

Линия Кюсю открыта на одноименном острове в 2004 г. Соединяет станцию Хаката и станцию Кагосима-Тюо.

 

Линия Тохоку открыта 1982 г. (продлевалась и развивалась до 2010 г.). Соединяет Токио и станцию Син-Аомори на севере о. Хонсю. У этой линии существует два ответвления, которые называют "мини-синкансэн", хотя подвижной состав используется такой же, как и на основной линии. Это линия Ямагата (Фукусима - Синдзё) и линия Акита (Мориока - Акита).

 

Линия Хоккайдо открыта совсем недавно, в 2016 г. Соединяет станцию Син-Аомори и станцию Син-Хакодатэ-Хокуто на о. Хоккайдо. Между двумя островами проложен туннель Сэйкан длиной более 50 км.

 

Маршруты и поезда:

 

Нодзоми ("надежда"). Этот маршрут с 1992 г. соединяет Токио со станцией Хаката на о. Кюсю и, соответственно, обслуживает линии Токайдо и Санъё. Иногда идет только до Син-Осака. Это самый скоростной маршрут на упомянутых линиях: поезда делают остановки только на крупных станциях. На участке Син-Осака - Хаката скорость достигает 300 км/ч (поезда серии N700). Поездка из Токио в Осака (515 км) на Нодзоми занимает 2,5 часа.

 

Использует поезда серии 700 (с 1999 г.) и N700 (с 2007 г.). Раньше использовались серии 300 (1992-2012 гг.) и 500 (1997-2010 гг.).

 

Поезд серии 700 на маршруте Нодзоми

 

Поезд серии N700 на маршруте Нодзоми

 

Интерьер вагона поезда N700 (стандартный класс)

 

Поезд серии 500 на маршруте Нодзоми

 

Хикари ("свет"). Хикари был первым высокоскоростным маршрутом линий Токайдо и Санъё, но с появлением Нодзоми отошел на второй план. Хикари имеет больше остановок, чем Нодзоми, поездка на нем из Токио в Осака занимает примерно три часа.

Расписание Хикари включает в себя маршруты Токио - Окаяма, Нагоя - Хаката и Син-Осака - Хаката. Таким образом, доехать на Хикари напрямую из Токио на о. Кюсю, как на Нодзоми, не получится - необходимо делать пересадку.

 

Хикари, как и Нодзоми, ныне использует поезда серии 700 и N700. Ранее использовались серии 0, 100, 300 и 500.

 

Поезд серии 0 на маршруте Хикари

 

Поезд серии 100 на маршруте Хикари

 

Кодама ("эхо"). Маршрут соединяет Токио с Син-Осака и Син-Осака с Хаката (нужна пересадка). Это самый старый и самый медленный маршрут линий Токайдо и Санъё: поезда останавливаются на всех остановках. Поездка из Токио в Осака занимает около 4 часов. В основном маршрутом пользуется те, кому нужно доехать до малых городов, где не останавливаются более быстрые синкансэны.

 

Использует поезда серий 500, 700 и N700. Ранее в строю были также серии 0, 100 и 300.

 

Поезд серии 500 на маршруте Кодама

 

Поезд серии 300

 

Сакура и Мидзухо ("урожай"). Оба маршрута с 2011 г. соединяют Син-Осака со станцией Кагосима-Тюо, обслуживая линии Санъё и Кюсю. Оба используют поезда серии N700. Мидзухо - более быстрый маршрут, поезд делает меньше остановок. Скорость Мидзухо по линии Санъё - 300 км/ч, по линии Кюсю - 260 км/ч. Время на весь маршрут - 3 часа 45 минут, что на 25 минут быстрее, чем Сакура. Маршрут рассчитан на бизнесменов, включает в себя всего два рейса утром и два вечером. Сакура - более "демократичный" маршрут, поезда отправляются каждый час в течении всего дня. Существует дополнительный маршрут Сакура между Хаката и Кагосима-Тюо (линия Кюсю), который использует поезда серии 800.

 

Поезд серии N700 на маршруте Сакура

 

Цубамэ ("ласточка"). Этот маршрут на линии Кюсю был открыт в 2004 г., он соединяет станцию Хаката и станцию Кагосима-Тюо. Часть поездов из Хаката следуют только до города Кумамото.

 

Цубамэ использует поезда серий N700 и 800.

 

Поезд серии 800 на маршруте Цубамэ

 

Интерьер вагона поезда 800 (стандартный класс)

 

Хаябуса ("сапсан"). С 2011 г. маршрут соединяет Токио со станцией Син-Аомори на севере Хонсю (линия Тохоку), а с 2016 г. он был продлен до станции Син-Хакодатэ-Хокуто (линия Хоккайдо). Часть поездов этого маршрута по-прежнему идет только до Син-Аомори. С 2013 г. именно Хаябуса принадлежит рекорд скорости среди всех синкансэнов - 320 км/ч.

 

Как один из самых молодых маршрутов, Хаябуса использует поезда поздних серий Е5 (2011 г.) и H5 (2016 г.).

 

Поезд серии Е5 на маршруте Хаябуса

 

Интерьер вагона поезда Е5 (стандартный класс)

 

Поезд серии H5 на маршруте Хаябуса

 

Хаятэ ("сильный ветер"). Открытый в 2002 г., маршрут соединяет Токио и станцию Син-Аомори (линия Тохоку). С 2016 г. это же название носят ежедневные маршруты Мориока - Син-Хакодатэ-Хокуто (линии Тохоку и Хоккайдо) и Син-Аомори - Син-Хакодатэ-Хокуто (линия Хоккайдо). По сравнению со схожим маршрутом Хаябуса это более тихоходный вариант: скорость поездов на линии Тохоку достигает 275 км/ч.

 

Ныне на маршруте используются поезда серии Е2 (с 2002 г.), Е5 (с 2011 г.) и Н5 (с 2016 г.)

 

Поезд серии Е2 на маршруте Хаятэ

 

Ямабико ("горное божество"). Маршрут был открыт в 1982 г. и соединил города Токио и Мориока, что покрывает часть линии Тохоку.

 

Ямабико использует поезда серий Е2 (с 1997 г.), E3 (с 2014 г., переданы с линии Акита), Е5 (с 2011 г.), Е6 (с 2013 г.) и Н5 (с 2016 г.). Раньше также использовались серии 200, Е1 и Е4.

 

Поезд серии 200 на маршруте Ямабико

 

Комати (название можно перевести как "красавица", но можно считать, что оно дано маршруту в честь поэтессы IX в. Оно Комати). С 1997 г. маршрут соединяет города Токио и Акита. Таким образом, он обслуживает часть линии Тохоку (до города Мориока) и является единственным синкансэном на боковой линии Акита. На линии Акита скорость Комати снижается до 130 км/ч.

 

Ранее на маршруте использовались поезда серии Е3, а в 2014 г. они были заменены на более современные Е6.

 

Поезд серии Е6 на маршруте Комати

 

Насуно (по имени плоскогорья Насу). Маршрут был открыт в 1995 г. и сегодня связывает столицу с городом Корияма, что покрывает примерно половину нынешней протяженности линии Тохоку. Это самый тихоходный синкансэн на линии: он останавливается на всех станциях.

 

Насуно использует поезда серий Е2, Е3, Е5, Н5 и их комбинаций. Ранее в строю были также серии 200, Е1 и Е4 (под именем Max Nasuno).

 

Поезд серии Е2 на маршруте Насуно

 

Цубаса ("крылья"). Маршрут был открыт в 1995 г. и соединял города Токио и Ямагата. В 1999 г. маршрут продлили до станции Синдзё в префектуре Ямагата. Маршрут частично проходит по линии Тохоку (до города Фукусима) и является единственным синкансэном на боковой линии Ямагата. Раз в день Цубаса также отправляется до станции Синдзё от станции Фукусима. Как и в случае с линий Акита, на линии Ямагата скорость синкансэнов снижается до 130 км/ч.

 

В 2008 г. использовавшиеся на маршруте поезда серии 400 были заменены на серию Е3.

 

Поезд серии Е3 на маршруте Цубаса

 

Поезд серии 400 на маршруте Цубаса

 

Токи (японское название красноногого ибиса). Впервые под этим именем маршрут синкансэн на линии Дзёэцу был открыт в 1982 г. и соединял города Омия (позднее стал отправляться из Токио) и Ниигата. В 1997 г. маршрут закрыли, но до Ниигата из столицы по-прежнему можно было добраться альтернативным маршрутом Асахи. Однако в 2002 г. маршрут Асахи также был закрыт, а Токи, наоборот, возращен на линию. Максимальная скорость на маршруте - 240 км/ч.

 

С 2013 г. на маршруте используются поезда серии Е2 и двухэтажные Е4 (под именем Max Toki). Ранее использовались серии 200 и Е1 (для Max Toki).

 

Поезда серий Е2 (слева) и Е4 (справа) на маршруте Токи и Max Toki

 

Поезд серии Е4 на маршруте Max Toki

 

Танигава (по имени горы Танигава). Маршрут существует с 1997 г. и связывает столицу с городом Юдзава в префектуре Ниигата. Маршрут покрывает часть линии Дзёэцу (до станции Этиго-Юдзава). В Юдзава находится крупный горнолыжный курорт, и фактически Танигава призван обслуживать его посетителей.

 

С 2013 г., аналогично с маршрутом Токи, на Танигава используются поезда серии Е2 и двухэтажные Е4 (под именем Max Tanigawa). Ранее также использовались серии 200 и Е1 (для Max Tanigawa).

 

Поезд серии Е4 на маршруте Max Tanigawa

 

Асама (по имени вулкана Асама). Маршрут был открыт в 1997 г. и связывал города Токио и Нагано, таким образом обслуживая часть линии Дзёэцу (до станции Такасаки) и только что открывшуюся линию Нагано. Драйвером открытия этого маршрута послужили Зимние Олимпийские игры в Нагано 1998 г. В 2015 г. линия Нагано была поглощена линией Хокурику (ныне достигает города Канадзава), однако конечной точкой маршрута Асама по-прежнему является город Нагано.

 

На маршруте в настоящее время используются суперновые серии Е7 (с 2014 г.) и W7 (с 2015 г.). Ранее также можно было встретить поезда серий 200, Е2 и Е4 (под именем Max Asama).

 

Поезд серии Е7 на маршруте Асама

 

Кагаяки ("блеск") и Хакутака ("белый ястреб"). Оба маршрута были представлены в 2015 г. Они связывают столицу с городом Канадзава, обслуживая часть линии Дзёэцу (до станции Такасаки) и полностью линию Хокурику. Кагаяки имеет меньше остановок, поэтому доходит до Канадзава примерно за 2,5 часа, на 30-40 минут быстрее, чем Хакутака.

 

Оба маршрута с момента основания используют поезда новых серий Е7 и W7.

 

Поезд серии W7

 

Цуруги (по имени горы Цуруги). На сегодня это самый короткий маршрут синкансэна в стране. Он был открыт в 2015 г. на линии Хокурику и связывает города Тояма и Канадзава. Поездка всего с одной промежуточной остановкой на станции Син-Такаока длится чуть более 20 мин.

 

Как и два "старших брата", Кагаяки и Хакутака, Цуруги использует поезда серий Е7 и W7.

 

Интерьер вагона поезда W7 (стандартный класс)

 

Часто поезда синкансэнов стыкуют друг с другом - причем как составы одного вида (для увеличения посадочных мест), так и разные поезда. В последнем случае они могут идти вместе до определенной точки, а потом расцепляться и расходиться разными маршрутами. Так, например, синкансэны Комати и Хаябуса из Токио до Мориока идут в сцепке, затем Хаябуса идет на север до Хоккайдо, а Комати следует на побережье Японского моря, в Акита.

 

 

 

Перспективы:

Продолжение линии Хоккайдо вглубь острова до столицы префектуры, города Саппоро, планируют завершить к 2031 г.

 

 

Продолжение линии Хокурику до станции Цуруга планируют открыть к 2023 г. В более долгосрочной перспективе - соединение со станцией Осака.

 

Новая линия Тюо (Токио - Нагоя - Осака) планируется под поезд на магнитной подушке (маглев). Строго говоря, это будет уже не совсем синкансэн. JR уверяет, что первую часть, от Токио до Нагоя, откроют в 2027 г.

 


 

Марчук Иван , сентябрь 2017 г.

редактура/корректура - Фрадкина Виктория